Общество

08:50, 11 июня 2015

На баллоне по сосуду

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Федор МАСТЕПАНОВ

Ангиографический комплекс похож на гигантский микроскоп. Эта сложнейшая медицинская машина изучает функциональное состояние сосудов и наполняемость кровотока. С ее помощью можно не только ввести контрастное вещество в любой сосуд человеческого тела – в сердце, легкие, головной мозг, но даже расширить просвет суженного атеросклерозом участка. Такие операции способны достать современного человека буквально с того света. Ведь смертность от сердечно-сосудистых заболеваний опережает все остальные причины смертности, взятые вместе…
Все вмешательства, которые проводят в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения Тульской областной клинической больницы, чрезвычайно сложны, наукоемки, требуют высочайшей квалификации специалистов. Фраза «техника на грани фантастики» применима здесь полностью.
Кровопроводчики
Когда мы ехали в это отделение к заведующему Алексею Резенькову, больше всего боялись… ничего не понять. Спросишь, как устанавливается кардиостимулятор, а доктор ответит: «Имплантируется посредством венесекции или при помощи трансвенозного интродьюсера». Именно такая формулировка употреблена на сайте больницы в разделе «Информация для пациентов»…
Но оказалось, Алексей Вячеславович суть специальности может объяснить без ученых наворотов:
– Цель наших действий проста и понятна, применительно к человеческому организму мы – сантехники и электрики. Согласитесь, что по сосудам кровь бежит, как вода по трубам. Если где-то такая труба засорилась атеросклеротическими бляшками, кровь в орган поступает плохо, и он начинает страдать. Я, как заправский водопроводчик, должен обеспечить ток крови по трубе тем способом, который в данном конкретном случае подходит. А что до установки кардиостимуляторов, так этот прибор фактически – мотор для миокарда, причем с проводами, по которым идет электрический ток. Так что смежную профессию электрика сантехнику надо знать обязательно.
Через окно «предбанника» операционной виден огромный «микроскоп» ангиографа, под ним на столе больной, которому рентгенохирург Александр Якунин делает коронарографию. Больной в сознании, вмешательство относится к малотравматичным и выполняется под местной анестезией. На столе «предбанника» несколько мониторов, где движется веточка сосудов сердца, окрашенных препаратом йода. К проблемному месту хирурги подобрались через артерию на бедре пациента и теперь пытаются пройти суженный участок.
– Больному 52 года, два часа назад доставлен к нам каретой скорой помощи. В анамнезе три инфаркта, продолжает курить. Коронарография выполняется впервые. Сейчас пытаемся подойти к пораженному участку и выполнить стентирование, – поясняет Резеньков происходящее.
Через пару минут кружения сосудистой веточки на мониторе – голос из динамика хирурга Якунина:
– Пройти не удается, дальнейшее проведение коронарографии нецелесообразно, надо направлять на шунтирование.
– Согласен с вами, – говорит Резеньков и делает жест рукой – заканчивайте, мол. И уже корреспондентам:
– Видите, трудоспособный возраст у больного, а неправильный образ жизни, вредные привычки, стрессы привели к таким результатам… Инфаркты, инсульты сейчас катастрофически помолодели. Вчера привезли 26-летнего парня из Алексина с острым коронарным синдромом. Выходили, поправляется. Лет десять назад этот случай можно было бы отнести к исключению, а теперь – обычное дело.
Стент обязан рассосаться
– Стентирование часто является единственным спасением. У нас бывали случаи, когда после установки стента инвалид оказывался здоров и даже обижался, что ему больше пенсию по группе не платят, – говорит Алексей Резеньков. – Стент – это металлический каркас на баллончике. В сжатом виде его проводят в сосуд, баллончик расправляется, лепестки расширяют просвет, и кровь свободно проходит туда, куда она уже не поступала. Состояние больного сразу же меняется к лучшему. Линейка стентов для каждого пациента есть полностью, размер подбирается до миллиметра. Более того, мы поставили уже два стента с биодеградируемым каркасом: через пару лет стент полностью растворится, а просвет сосуда останется тем же. Ну разве такие действия не похожи по своему содержанию на действия слесаря-сантехника?
Имплантация одно- и двухкамерных кардио­стимуляторов с частотной адаптацией также является заботой каждого дня в отделении рентгенохирургических методов лечения. В настоящее время существует много видов кардиостимуляторов, которые работают в соответствии с поведением человека. Они распознают, спит пациент или, наоборот, бегает, выполняет тяжелую физическую работу. В ответ на нагрузку стимулятор учащает ритм сердца, а ночью, напротив, работает еще медленнее, чем в состоянии покоя. Современные водители сердца не накладывают почти никаких ограничений на повседневную жизнь. Разве только мобильный телефон лучше не хранить в кармане рядом с этим устройством.
Внесосудистые программы также выполняются в отделении в большом объеме.

Будущее уже сегодня
В перечень дефицитных специальностей региональной программы развития кадровых ресурсов здравоохранения в 2015 году добавлен врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению. Уже одно это свидетельствует о том, что областная медицина на месте стоять не собирается. Ведь рентгенохирургические методы – то будущее, которое стало явью уже сегодня.
Туляк Алексей Резеньков закончил медицинский вуз и ординатуру в Ярославле, потом вернулся на родину и пришел работать в отделение, которое считает самым перспективным. Специальность новая, вмешательства высокотехнологичные, из разряда почти невозможного. Но это как раз и заводит…
В отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения ТОКБ работают пять докторов, нужны еще трое. Требуются специалисты в городскую больницу №13, где занимаются установкой кардиостимуляторов. А также в Новомосковскую больницу, которая в недалеком будущем станет второй точкой на карте области, где установят ангиографический комплекс.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий