Общество

00:00, 19 мая 2018

На одной земле живем

«Дождь у нас был – покапало немножко с утра. А в Туле шел? Значит, и к нам придет…» – прогнозирует фермер Алексей Шарапов, колеся на белом джипе по пыльной полевой дороге. На горизонте – серые с черным облака и только в разрыве – кусочек голубого неба. В хозяйстве Шарапова заканчивается весенний сев.

Андрей ЖИЗЛОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ

КФХ базируется в деревне Дубовое, которая так своеобразно расположена, что с одной стороны примыкает к Донскому, с другой за полем начинается Новомосковск, с третьей можно за считаные минуты доехать до Кимовска. А относится деревня между тем к Узловскому району.
Площади, которые обрабатывает хозяйство, не так уж велики – 1260 гектаров. Хотя это смотря с чем сравнивать. Например, поблизости находится хозяйство, где возделывают всего 80 гектаров – все на корм свиньям. У Шарапова же хозяйство растениеводческое.
– Сеем пшеницу, ячмень, горох, гречиху, – рассказывает он. – Посевная в этом году затянулась из-за весенней погоды, но пока все в норме. Озимые тоже в порядке. Конечно, влаги было очень много, появлялась плесень, но снег не лежал долго, и, как только сошел, мы подкормили – всходы теперь хорошие. Ячмень и горох уже посеяли, сейчас заканчиваем с пшеницей, останется гречиха. Потом будем обрабатывать гербицидами, стимуляторами роста. Ну и одновременно уже готовим комбайны к уборочной.
Кстати, комбайны у Шарапова отечественные. Да и вообще фермер доверяет российской технике.
– Она своих денег стоит, – говорит он. – Импортная и обходится дороже, и все равно ведь ломается – несколько дней ждешь, когда починят. А эти дни иной раз могут все решить: упустишь время – начнутся дожди… Так что у нас «Акросы», «Беларусы». Один «Беларус» – хотите верьте, хотите нет – с 2005 года пережил всего один ремонт: форсунку меняли. Наша техника сейчас стала комфортнее – в кабине и кондиционер, и магнитола. Раньше, помню, в поле жара, обливаешься потом, откроешь окошко – и весь в пыли…
На поле сеют пшеницу: в бункер засыпают сразу и красные, протравленные гербицидом семена, и удобрения.
– Да, удобрение сразу кладем в зерно, – объясняет фермер. – Понятно, что так сев идет медленнее, но эффект того стоит. Обычно как бывает: удобрение разбрасывается по всему полю, а здесь оно попадает в землю вместе с зерном.
Фермерским трудом Шарапов занимается уже больше двадцати лет. Расхожий лозунг начала девяностых «Фермеры накормят Россию» он воспринимает без романтического пафоса, но считает, что крестьянские хозяйства способны давать большие результаты.
– По-моему, мелкие предприятия вполне продуктивны, – говорит он. – Надо только, чтобы те же кооперативы заработали у нас в полную силу. Этим надо заниматься. Мы часто не знаем о федеральных программах, о субсидиях, возможностях купить технику подешевле. Или вот, например, сбыт продукции. Хорошо иметь полную картину: кто какую цену дает, кто в чем нуждается. А то обычно как бывает – звонишь: «Тебе что нужно? Сколько денег дашь?» Опять же кооперативы могут отстаивать интересы фермеров. Это полезный механизм.
Проблема сбыта сейчас одна из самых главных. Большой урожай неизбежно ведет за собой падение рыночных цен, а значит, и снижение крестьянской прибыли. Страдают от этого многие, в том числе производители сельхозтехники.
– В этом году и скидки делали, и в рассрочку были готовы продавать, и в кредит – только покупай, – рассказывает фермер. – Но у хозяйств денег мало, а цены кусаются. И не только на технику. Взять средства защиты растений: на гектар минимум уходит тысяча руб­лей. А мы еще стимуляторы роста используем, бактерии. Вот и получается в сумме полторы тысячи. Про горючее и не говорю – тонна топлива стоит 48 тысяч.
Но фермеры преодолевают и эти трудности. Помогло и государство – субсидию получили уже в феврале. Есть хороший диалог с районной администрацией.
– А со сбытом не угадаешь. В основном работаем по принципу: кто больше даст – тому и продаем, – улыбается Шарапов. – На Новомосковский мелькомбинат возим, в Михайлов Рязанской области. Москва тоже берет. Три года отгружали гречку в Польшу – фасовали в мешки каждый в тонну весом.
Фермерство для Шарапова – дело семейное. Отцу помогает сын: и механической работой занимается, и на трактор садится. Всего же в хозяйстве трудятся около двадцати человек – все из Дубового и окрестных мест.
– Много ребят, которые давно работают, – рассказывает фермер. – Мы каждый год посылаем трактора к людям на огороды, пашем всем бесплатно. И те, кто в хозяйстве работает, получают зарплату круглый год, хотя многих принимают только на сезон. Или, допустим, звонят перед Днем Победы, перед Масленицей, просят деньгами поддержать. Разве скажешь «нет»? Надо помогать друг другу – мы же на одной земле живем.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий