Общество

15:41, 14 июля 2017

На свободу – с профессией: чему учат ЗК в ИК?

Людмила ИВАНОВА
Маргарита РИМАР

Служивые люди уверены, что незанятый с утра боец к вечеру – потенциальный преступник. Что уж говорить о тех, кто общается не с условными, а с настоящими злодеями? И кому как не им известно, что труд – это самое важное средство исправления человека и поддержания порядка?
Вот и начальник Управления ФСИН Юрий Краснов считает, что развитая производственная деятельность – один из важнейших показателей эффективной работы всей уголовно-исполнительной системы.

Тротуарная плитка приведет на волю
В тульских колониях сегодня содержатся около 8 тысяч осужденных. Работой, к сожалению, обеспечены не все, а процентов 30. А между тем труд арестантов позволяет компенсировать затраты на их же содержание, удовлетворять потребности на предметы первой необходимости, гасить судебные иски, да и копить деньги на то, чтобы выйти на волю не с пустыми карманами.
Многие осужденные и сами понимают, что работа позволит им не слоняться без дела, принесет достаток, отгонит печальные мысли, позволит быстрее выйти на волю. Именно поэтому в местных колониях сегодня выпускают почти полторы сотни различных товаров. Вот далеко не полный  их список: вентиляторы бытового и промышленного назначения, контейнеры и бункеры, предназначенные для утилизации твердых бытовых отходов, металлоконструкции, специальные изделия для силовых структур – камерная мебель, решетки и двери различного назначения, малые архитектурные формы, секции ограждения, лабораторные электропечи.
На сегодняшний день довольно востребована форменная одежда для сотрудников и осужденных, хозяйственные и спортивные сумки, скатерти, постельные принадлежности; стеновой и бордюрный камень, тротуарная плитка, желоба и пороги, светодиодные светильники. И все это тоже делают в стенах исправительных учреждений. Здесь развиты деревообработка, производство пиломатериалов и столярных изделий – это и брус, и обрезная доска, изготавливаются двери и окна из дерева. Есть и мастерские сувенирной продукции ручной работы, на базе ряда ИК налажена работа автосервисов.

Вести с полей и ферм
Осужденные обеспечивают себя и продуктами питания. В тульских колониях – 1035 гектаров пахотных земель. Они используются под картофель, зерно и овощи. Развито и животноводство: площадь ферм и свинарников составляет 6,2 тысячи квадратных метров. Совсем недавно в ИК-1 открыли участок по пастеризации и фасовке молока, производству сливочного масла. На согласовании во ФСИН находится участок ИК-4 по изготовлению сосисок и сарделек.
Ну а подсобные хозяйства имеются практически во всех учреждениях. Здесь содержат больше 1,5 тысячи свиней, 6 десятков коров, около сотни голов мелкого рогатого скота, больше 3 тысяч кур.
Несомненный лидер в вопросе самообеспечения  – колония-поселение №8, расположенная в поселке Бородинский Киреевского района. Это учреждение имеет сельскохозяйственный профиль и остается основным поставщиком продукции в другие ИК и следственные изоляторы. В прошлом году на уборке картофеля здесь трудились 30 осужденных. Еще 23 человека – на сортировке, затаривании и отгрузке. А для оптимизации процесса за счет полученной прибыли была приобретена роторная косилка и полунавесной картофелекопатель. Руководством колонии-поселения №8 заключены государственные контракты с УФСИН России по Тульской области и подведомственными учреждениями на общую сумму порядка 30 миллионов рублей. При этом ежегодные объемы производства товаров и оказания услуг промышленного характера в общем по системе превышают 200 миллионов рублей.

Честные деньги дорогого стоят
Наши осужденные смогли откликнуться и на актуальное импортозамещение. Недавно Управление ФСИН участвовало в конференции «Импортозамещение в медицине», где представило информацию о производимой продукции и возможности ее применения в здравоохранении.
Сегодня управление готово налаживать взаимодействие и с военно-промышленным комплексом, если последний выразит желание сотрудничать с УФСИН. Конечно, речь идет не о патронах и автоматах. Их заключенным просто не доверят. Но вот несложные металлические элементы и тару освоить вполне реально.
И все же обеспечить работой всех, кто имеет возможность трудиться, непросто. Поэтому многое зависит от самих осужденных и руководства УФСИН. Общими усилиями они пытаются расширить производство  стеновых блоков для строительства социального жилья, распахивают дополнительные площади колонии-поселения, обеспечивают необходимую материальную базу и строго следят за качеством продукции.
В целом самообеспечение несет в себе сразу несколько положительных моментов. Во-первых, собственное производство  удешевляет стоимость питания, во-вторых, позволяет быть уверенным в качестве продуктов. Ну и, самой собой, труд дисциплинирует людей, формирует навыки, меняет отношение к жизни.
К примеру, многие осужденные попали за решетку совсем молодыми, не имея за плечами ни профессии, ни опыта. Да и статьи в основном воровские: кражи, разбои да грабежи. То есть люди не трудились, а добывали деньги преступным путем.  Тут же человек может обучиться на маляра и плотника, каменщика и сварщика, швею и автослесаря. На базе Алексинской воспитательной колонии готовят операторов ЭВМ.
При желании можно приобрести и несколько профессий – а в уголовно-исполнительной системе таковых на выбор порядка двух десятков. Ну а если научили и дали работу, то на карточку закапают честные деньги. На волю человек выходит со специальностью, а если найдет работу и устроит быт, вполне возможно, что сможет начать жизнь заново.

Чем встретит долгожданная свобода?
Что же предлагают бывшим заключенным после их выхода «с чистой совестью»? Прежде всего бесплатный переезд до места жительства, необходимую одежду, едино­временное денежное пособие. В минувшем году из ИК региона вышли на волю больше 3 тысяч осужденных. Всем им выдали вышеперечисленное.
Также предоставляют временный приют. Сегодня бронируются 10 процентов койко-мест в специализированных отделениях учреждений социального обслуживания населения.
В прошлом году и за шесть месяцев текущего года в органы занятости населения области обратились четыре сотни человек, освободившихся из мест лишения свободы. Гражданам предлагают не только постоянные рабочие места, но и участие во временных и общественных работах с получением материальной поддержки из средств регионального бюджета.
К слову, перечисленные меры уже дают свои результаты. Так, в 2016 году на территории области на 9 процентов сократилось количество преступлений, совершенных бывшими сидельцами. На 17 процентов снизилось число преступлений лицами с непогашенной судимостью.
Эта тенденция сохраняется и в нынешнем году.
Законопослушное общество сегодня заинтересовано в адаптации людей, вернувшихся из колоний. Вопросы ресоциализации рассматриваются даже на совещаниях под председательством губернатора. Впрочем, это вполне закономерно: факторы риска повышают рецидив, а обеспечение бе­зопасности жителей области – приоритетная задача властных структур.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий