Общество

18:13, 28 апреля 2015

Надтарифные – не значит заоблачные

 Нелли ЧУКАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Оптимизм в среде педагогов общего и дошкольного образования, связанный с существенным ростом зарплаты в конце 2014 года, сменился тревожными ожиданиями снижения доходов. Тем более что некоторые учителя за март уже получили на несколько тысяч рублей меньше прежнего. Прокомментировать ситуацию мы попросили министра образования Тульской области Оксану Осташко.


– Чтобы было понятно, о чем речь, разъясню, из чего складывается зарплата педагогического работника. Фонд оплаты труда состоит из так называемых тарифной и надтарифной частей. Тарифная, фиксированная часть, в свою очередь, состоит из должностных окладов, выплат по повышающим коэффициентам: по должности, за работу в сельской организации, за квалификационную категорию, за выслугу лет, выплат за специфику работы в организации. Это оплата за те часы, которые постоянно закрепляются за педагогом на весь учебный год, сюда входят также компенсационные выплаты: доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время и праздничные дни.
Начисления стимулирующего характера – это выплаты по персональному повышающему коэффициенту, премии, а также доплаты за работу, не входящую в круг основных обязанностей работников, – то есть не носящие постоянного характера, они осуществляются в соответствии с коллективным договором, заключенным в образовательной организации, Положением о стимулирующих и компенсационных выплатах.
Эти надтарифные выплаты назначаются на определенный срок приказом руководителя образовательного учреждения в соответствии с решениями комиссий. Ими поощряют работников за классное руководство или заведование кабинетом, другую дополнительную работу, стимулируют интенсивность и результативность труда.
По закону фонд надбавок и доплат (надтарифные выплаты) составляет не менее 25 процентов фонда оплаты труда. В рамках реализации майских указов президента мы по итогам 2014-го получили по государственным и муниципальным образовательным учреждениям нашего региона среднюю зарплату педагогов общего образования в размере 27 338 рублей, дошкольного образования – 24 259 рублей. Произошло превышение запланированных показателей на 6 и 3 процента соответственно.
Проанализировав ситуацию, мы увидели, что доля надтарифных выплат у педагогических работников составляет в среднем 30–40 процентов заработка.
В президентском указе № 597 говорится о том, что зарплату педагогических работников учреждений общего образования необходимо довести до уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. А средняя зарплата по экономике Тульской области составила в 2014 году 25 750 рублей. Таким образом, при выплате заработной платы учителям произошло заметное превышение показателей.
– И какие меры необходимо принять для исправления сложившейся ситуации?
– Руководители образовательных учреждений должны откорректировать суммы стимулирующих выплат. Нужно очень внимательно отнестись к начислению заработной платы педагогов, распределению средств фонда оплаты труда, чтобы не создавать их дефицита. Сейчас мы ведем большую работу по разъяснению этого вопроса, в том числе с профсоюзными организациями, руководителями комитетов образования в муниципалитетах.
– Оксана Александровна, в учительской среде распространяется информация о том, что зарплата школьного педагога в принципе не может быть выше средней зарплаты по экономике. Это так?
– Нет, это не так. Мы говорим о средних показателях. Вот средняя зарплата школьных педагогов не может быть выше средней зарплаты по экономике региона, а индивидуальный заработок какого-то конкретного учителя вполне может превышать этот показатель. Это происходит в том случае, если труд педагога отличается интенсивностью и эффективностью, учитель несет большую нагрузку, имеет высокие результаты при обучении учеников. Но, соответственно, зарплата учителя может быть и ниже, если эти условия не выполняются.
– Некоторые педагоги дополнительного образования недовольны уровнем оплаты своего труда и говорят, что прошлогодний рост зарплат их практически не коснулся…
– Средняя зарплата за 2014 год в этом секторе образования составила 22 447 руб­лей, за январь-март 2015 года – 24 483 руб­ля. Понятно, что у кого-то доходы выше этого показателя, у кого-то ниже, все зависит от нагрузки, эффективности работы и уровня ее результативности. Уравниловки тут, как и в общеобразовательных учреждениях, быть не может и не должно.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему