Общество

09:00, 11 августа 2016

Поселок шахтерского периода

 Анастасия КАЛИНИНА


На проблемы с жильем читатели жалуются настолько часто, что опытный журналист может оценить состояние дома или квартиры не хуже эксперта. При осмотре очередного текущего потолка или осыпающихся стен у бывалых корреспондентов срабатывает внутренняя шкала – в диапазоне от почти зеленого «ну, знаете, все не так уж и плохо» до аварийно-красного «ничего себе! И вы тут живете?»

Дом № 48 по улице Амбулаторной в Старой Огаревке Щекинского района оказался бы в самом конце такой воображаемой шкалы. В двух подъездах восемь квартир, половина из которых нежилые. Дата рождения каркасно-засыпного строения – 1929 год.

Антикварное бытие...
Экскурсию по опасно накренившемуся зданию проводят две соседки – Надежда Гаврюченкова и Тамара Голуб.
– Вот доски, видите? Между ними опилки и нажига, зола. В 2001 году дом был признан ветхим. Но как в нем жить? – рассказывает словоохотливая, активная Надежда Николаевна. – Тут были хозяева, которые квартиры продали. Вместо них переселенцы заехали из так называемых «неблагополучных». А  зимой несчастные выпивохи замерзли. Насмерть.


aykhP_-uYC8.jpg
В заброшенной чести дома валяются наградные снимки шахтеров-передовиков. Этот датирован 1938 годом. Фото Геннадия Полякова
Обходим здание по периметру. Из угла дома торчат доски и острая дранка. Окна в половине дома выбиты, зияющие пустоты кое-как заколочены. Жители рассказывают, что в угловой квартире по-прежнему прописана многодетная семья, сейчас их переселили в маневренный фонд…
Остальным обитателям дома, не входящим в категории льготников, приходится жить в том, что осталось. А в это время обезлюдевшую половину облюбовали подростки и бомжи. Совсем недавно две соседки разогнали малышню, изготавливавшую в заброшенных квартирах бомбочки.
– Если будет пожар, мы же из дома не выскочим! – вступает в разговор молчаливая Тамара Тихоновна.
Жильцы, конечно, пытаются изменить свое бытие к лучшему: скинулись и провели независимую экспертизу состояния здания, подали документы в администрацию МО, чтобы дом признали аварийным и расселили горемык. Но общение с администрацией шло туго – на момент нашего посещения Огаревки до местных чиновников хозяева аварийных квартир не могли дозвониться неделю.

... и голые трубы
Помимо рассыпающихся стен проблем у огаревцев хватает. К примеру, отопление. Его система в доме столь запутана и сложна, что в половине квартир может зимой образовываться стихийная баня – с клубами водяного пара и запахом мокрой древесины, а в другой половине будет невыносимо холодно. Кстати, нежилые комнаты с пустыми глазницами окон отапливаются тоже.
В доме живет его ровесница, 87-летняя труженица тыла Зинаида Гаврюченкова – свекровь нашей провожатой.
– Представляете, она в 14 лет рыла окопы под Тулой и не замерзла, а тут ей приходится замерзать! – горячится Надежда Николаевна. – А кто оплачивает то, что улица отапливается? Мы!

ydcUuecL_HU.jpg
Пару зим назад в этой части дома зимой насмерть замерзли люди. Фото Геннадия Полякова. 
Вообще-то во всей Огаревке коммунальных проблем хватает. Бывший шахтерский поселок, некогда шумный и многолюдный, переживает глубокую «осень жизни». Это судьба всех населенных пунктов региона, возникших в период разработки Подмосковного угольного бассейна. Десятки поселков и маленьких городков с прекращением добычи угля в Тульской области начали умирать. А времянки людей, добывавших стране ценное топливо в надежде на светлое будущее, стали для жителей вечным проклятием. Благодаря наследию шахтерской эпохи в виде стремительно разрушающихся домишек и бараков Тульская область получила печальный статус региона - "столицы ветхого жилья".
Впрочем, нельзя сказать, что проблема областным властям неизвестна - ее решают, и довольно эффективно. На протяжении последних трех лет каждый месяц десятки жильцов шахтерских поселков и микрорайонов получают новые квартиры. Регион взял на себя серьезное обязательство - сдать к 2017 году 368 тысяч квадратных метров жилья.
Но в Огаревке из-за нерасторопности местных руководителей процесс переселения жильцов из домов, грозящих обрушением, застопорился
И это не единственный пробел в работе муниципалитета. Чуть поодаль от Амбулаторной, на улице Коммунальной, 66, наблюдаем невероятное техническое решение – водопроводная труба, взамен лопнувшей в прошлом году, брошена поверх обшарпанной теплотрассы. Местами она не утеплена вообще ничем, кое-где прячется в землю. Еще одна пенсионерка Огаревки, Валентина Вернер, встав на четвереньки, в неглубокой канавке достает пальцами до запотевшей трубы.
– В советские времена был стандарт – водопроводные трубы класть на глубину полтора–два метра. А это что за ерунда? Я не знаю, будет ли вода зимой. Если перемерзнет все, тогда что делать? – сокрушается женщина.

Веское слово
По итогам визита в поселок мы созвонились с главой администрации МО рабочий поселок Огаревка. Справедливости ради стоит сказать, что Александр Данилин, хоть и занимает эту должность неделю, от диалога не отказался. Лишь попросил пару часов, чтобы уточнить данные.
– Дом по улице Амбулаторной, 48, признан аварийным 24 августа. В настоящее время все документы переданы в районную администрацию, и жильцы в ближайшее время будут включены в программу по переселению, – рассказал Данилин.
Он добавил, что тем, кто жаловался на холод, предлагали переселиться в маневренный фонд, но они отказались.
Что касается ремонта отопительной системы в целом, то согласно закону с момента признания дома аварийным капремонт в нем не осуществляется, возможно только устранение временных неполадок. Слабым утешением может послужить лишь освобождение жильцов от необходимости платить по графе «капитальный ремонт».
Прокомментировал Данилин и странную прокладку водопровода. По его словам, данный участок коммуникаций включен в план подготовки к отопительному сезону, и вскоре его приведут в соответствие с требованиями.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий