Общество

09:55, 01 марта 2023

Не кидайтесь деньгами!

Не кидайтесь деньгами!

«Я сотрудник банка такого-то, кто-то пытается списать деньги с вашего счета, поэтому их надо срочно перевести на защищенный счет». «Ваш родственник стал участником ДТП, ему нужны деньги для урегулирования проблемы и оказания медицинской помощи потерпевшим». Знакомые схемы выманивания мошенниками наших кровных? А все же ловкачи продолжают наживаться на излишне доверчивых или потерявших бдительность гражданах. Суточный улов таких кидал в Тульской области может составлять под десяток миллионов руб­лей!

0HXsqSK5LdU.jpg

– Не могу сказать, что произошел супервсплеск таких преступлений, но преступники действительно не дремлют и не успокаиваются, – говорит замначальника отдела по раскрытию мошенничеств Управления уголовного розыска УМВД России по Тульской области Дмитрий Крюченков. – Ситуация относительно стабилизировалась, но эти цифры все равно настораживают. За прошлый год у нас зарегистрировано 3200 с лишним мошенничеств: в среднем 9 преступлений в день! Основные виды – те же. Например, звонки на сотовый, WhatsApp, Viber. Злодеи представляются сотрудниками полиции или банков. Человек получает СМС и диктует присланный код – с этого момента он не хозяин своим деньгам. Человека могут заставить установить приложение удаленного доступа: он устанавливает некую программу себе на телефон, диктует коды, после чего все содержание его сотового дублируется на телефон или компьютер злоумышленника, который получает доступ к банковским данным жертвы, оформляет на нее кредиты, переводит деньги куда угодно. Человека заставляют идти к банкомату, обналичить деньги и перевести их на «безопасный счет». Мне и самому звонят, уже коллекция записей подобных разговоров есть – один длился шестнадцать минут, дальше я уже не выдержал слушать и общаться. А один коллега как-то спрашивал у меня: «Как сделать так, чтобы мне не звонили? У меня сил уже нет». А этих кол-центров – очень много, они и обмениваются между собой информацией о потенциальных жертвах, и параллельно как-то сотрудничают. Из чего сделал такой вывод? Мне как-то звонили и предлагали какие-то медуслуги, просили внесения предоплаты, а я им представился в шутку Альбертом. Поговорили и все на этом, забыл ситуацию. А через два месяца кто-то другой перезванивает мне, но по другой теме: «Здравствуйте, Альберт, вас беспокоит служба безопасности банка».

 

Схема мошенничества № 1

«Защищенный счет»

Человеку звонят, обращаясь по имени-отчеству (а это сразу подкупает), звонивший представляется сотрудником полиции, службы безопасности банка, говорит, что что-то происходит со счетом/кем-то оформляется кредит/куда-то перечисляются деньги. Жертва: «Я не подтверждаю операций по карте, я ничего не делал со своим счетом». И после этого жертву вынуждают производить некие действия. В результате она лишается денег, на нее онлайн оформляются кредиты.

Игорь Ксенофонтов, эксперт по безо­пасности Тульского отделения Банка России:

– Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, а также не выдает кредиты и не открывает вклады. Как только вы слышите про «специальный» или «защищенный» счет, сразу кладите трубку. Такой услуги не существует ни в одном банке. Запомните, сотрудники банков или других ведомств не сообщают гражданам по телефону об изменениях в кредитной истории и уж тем более о том, что кто-то пытается взять на человека кредит. Это уловки мошенников.

Никуда не делись и такие мошенничества, как продажа товаров или оказание услуг с использованием популярных специализированных сайтов. Многие клюют на слово «порча»: жительница одного из райцентров на протяжении пяти месяцев получала от мошенников «магическую помощь» в виде очистки кармы – мол, после этого жизнь улучшится. Мошенник позвонил потерпевшей и пообещал все уладить с ее аурой. Однако «мистическое лечение» никак жизнь женщины не поменяло, а на требование возврата средств она получила отказ. Где теперь искать три миллиона руб­лей? Пришлось пострадавшей идти в полицию.

 

Схема мошенничества № 2

«Я попала в ДТП»

Примерно с августа активизировались звонки с использованием ip-телефонии на городские телефоны – в основном пожилым гражданам. «Бабушка/дедушка, я переходила дорогу в неположенном месте, меня сбила машина, а за рулем сидела беременная, у нее сейчас все под угрозой, а я виновата, мне грозит статья такая-то, надо возместить вред (как правило, миллион руб­лей, а дальше преступники смотрят, сколько денег есть у жертвы реально), сейчас подъедет человек, он посредник следствия, ему надо отдать деньги». Приезжает курьер, забирает деньги, переводит на счета, их ему называют злоумышленники – как правило, курьер нанимается к звонившим, которые являются гражданами Украины. Эти звонившие признаются самим потерпевшим: полученные деньги они тратят на оружие, бронежилеты. Сначала орудуют те, кто звонят (бубнила, звонарь) – один представляется «внучкой», потом берет трубку «следователь». А приезжает за деньгами третий – курьер. Как правило, курьеры – молодые люди, граждане России: они или сами публикуют объявления о поиске работы курьером, или находят в Сети предложения огромного заработка (порядка 80–100 тысяч руб­лей в неделю). Если от тебя требуют представиться не своим именем и получить деньги для следователя, то курьер должен понимать, что он делает… Курьер становится основным обвиняемым и получает реальный срок, он же обязан возмещать жертве весь причиненный ей вред. Курьер потом говорит: «Ну мне сказали, что это на корпоратив новогодний собирали». А не смущает его тот факт, что деньги отдала 90-летняя бабушка? А тот, кто отдал преступникам деньги, часто оправдывает себя: «Я был под гипнозом» – а это просто психотравмирующая ситуация, стресс, нервы, необходимость принятия быстрого решения, но, правда, никто не дает время здраво оценить ситуацию.

А еще есть такая схема, как «Получите выплату по QR-коду». Махинаторы клеят листовки с QR-кодами на остановках, парковках, стенах... В рекламе они обе­щают пособия для самых разных социальных групп. «Бендеры» используют QR-коды и чат-боты, чтобы сымитировать работу автоматического сервиса официального ведомства и таким образом усыпить бдительность жертвы. Однако при наведении камеры на QR-код мошенников человека перенаправляют в чат-бот, где аферисты запрашивают у жертвы личные и финансовые данные вовсе не для оформления пособий, а чтобы украсть деньги с карты. Когда мошенники получают паспортные данные человека, они могут пытаться оформить на его имя кредиты, займы. Если вам обещают какие-то выплаты, нужно самостоятельно найти официальные контакты ведомств, позвонить и перепроверить информацию или обратиться за разъяснениями в МФЦ.

 

Схема мошенничества № 3

«Вам полагается компенсация»

Игорь Ксенофонтов, эксперт по безо­пасности Тульского отделения Банка России:

– Мошенники убеждают жертву, что можно получить компенсацию за что-либо: например, за покупку БАДов или за потери от участия в финансовой пирамиде. О «неслыханной щедрости» они могут сообщить по телефону. Или же прислать ссылку на поддельный сайт (их еще называют фишинговыми) по электронной почте, через СМС или мессенджеры. Остается всего ничего: перейти по ссылке и заполнить форму, указав данные банковской карты и паспорта. Человека могут даже попросить оплатить комиссию, причем она может быть несущественной. Ни в коем случае не нужно оплачивать так называемые комиссии (налоги, пошлины, страховые взносы – название может быть любым). После оплаты человек, разумеется, не получит никакой компенсации, потеряет деньги, кроме того, его персональные данные окажутся в руках аферистов, что чревато дальнейшими потерями.

Еще раз напоминаем. Если звонок с сотового – можно не отвечать на незнакомые номера. Не надо дергать судьбу за хвост! Банк не будет вам звонить – он и так о вас знает все, что ему нужно.

Если звонят якобы из службы безо­пасности банка – сразу кладите трубку.

Если якобы звонит пострадавший заплаканный родственник – сбросьте. И позвоните ему сами и уточните. В общем, не кидайтесь деньгами!

Сергей МИТРОФАНОВ 

Сергей КИРЕЕВ


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий