Общество

11:12, 01 сентября 2017

Недетские вопросы образования детей

Недетские вопросы образования детей

Нелли ЧУКАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В преддверии нового учебного года ре­гио­наль­ный министр образования Оксана Осташко, а также родители школьников нашей области приняли участие в IV Всероссийском родительском собрании, которое прошло в режиме видеоконференции. Провела его министр образования РФ Ольга Васильева. В собрании приняли участие все регионы России.

Ольга Юрьевна рассказала, что 1 сентября в нашей стране в учреждения образования придут 30,5 миллиона учащихся школ, колледжей, вузов, воспитанников детских садов. Разные науки им станут преподавать 5 миллионов педагогов, и около 2,5 миллиона из них – это школьные учителя. А если представить, что вместе с детьми за учебники вновь возьмутся примерно 50 миллионов родителей, становится понятен масштаб этого события – начала нового учебного года.
Впервые за парту в сентябре 2017-го в России сядут 1 800 000 первоклассников, и это на 100 000 ребятишек больше, чем годом ранее.
Все школы готовы к началу процесса обучения. В этом году в стране открылось 170 новых школ. Ольга Васильева отметила, что есть регионы, где детям приходится учиться даже в три смены, но в стране взят курс на то, чтобы все школы работали только в одну смену.
По словам министра, многих родителей и педагогов волнует вопрос содержания школьных программ и учебников. Сегодня преподавание ведется по 1376 пособиям! Особенно много учебников издается по истории, литературе, русскому и английскому языкам, математике. Мало того что далеко не все они удовлетворяют требованиям преподавателей, а также мам и пап учеников в плане содержания, это также сильно затрудняет переход детей из одного учебного заведения в другое, в том числе и при переезде семей в иные города или регионы.
– Сегодня издание учебников – это очень серьезный бизнес, – отметила Ольга Васильева. – Но учителя все чаще заявляют о желании работать по единой программе. Я считаю, что должно быть не более трех обязательных базовых комплектов учебников, и у министерства образования есть право на то, чтобы создать новую экспертизу, специалисты которой будут давать заключения о пригодности тех или иных изданий для включения в школьную программу.
Ольга Юрьевна акцентировала внимание участников собрания на том, что на официальном сайте министерства образования открыт дискуссионный клуб, где идет обсуждение содержания и качества школьных учебников. До середины сентября все заинтересованные лица могут оставить там свои комментарии.
Министр рассказала о намерении возродить в школах медицинские кабинеты. Отсутствие в школах медсестер, медицинских карт детей является реальной проблемой: никто не знает, чем болен ребенок, почему ему вдруг стало плохо во время урока и какая требуется помощь. Хотя бы первая, до прибытия неотложки…
– Вопрос сохранения персональных данных важен, но, на мой взгляд, здоровье и жизнь детей намного важнее, – считает министр образования. – Раньше в школах формировались основные группы и группы здоровья, в которых на уроках физкультуры занимались те ребятишки, кому противопоказаны высокие нагрузки. К такому порядку необходимо вернуться. Я убеждена, что информация о состоянии здоровья ребенка в школе должна быть, пусть это носит заявительный характер.
Режим видеоконференции позволил родителям из разных уголков России получить интересующую их информацию. Первыми задавали вопросы министру жители Дальнего Востока, где уже подходил к концу рабочий день. Интересовались проблемами трудового воспитания школьников и возрождения учебно-производственных комбинатов, в которых подростки осваивали самые разные профессии. Васильева ответила, что во многих школах детей по-прежнему обучают и домоводству, и токарно-слесарному делу, просто называется это теперь уроками технологии, а не труда. А к системе УПК, по ее мнению, необходимо вернуться, поскольку правильная и своевременная профессиональная ориентация старшеклассников – дело важное и очень нужное.
Родители Хакасии рассказали, что седьмой год в школах региона реализуется программа «Доступная среда» и дети-инвалиды вместе со сверстниками теперь получают качественное образование. Но людей волнует, не станут ли при этом закрывать специализированные коррекционные школы. Также их тревожит проблема подготовки педагогов для работы с особенными детьми.
Министр сообщила, что одиннадцать тысяч российских школ приняли детей на инклюзивное обучение. При этом ни одно коррекционное учреждение закрыто не было, просто из названий таких школ убрали неделикатное слово «коррекционная».
Тем не менее 360 учреждений, работающих с особенными детьми, в этом году получат специальное оборудование для медицинского обследования учащихся – зрения, слуха, правильности осанки, что говорит об особенной заботе государства о ребятишках с проблемами развития.
Ольга Васильева озабочена тем, что за последние полтора десятка лет школа дефектологии в нашей стране ослабла. Пришло время работать над ее восстановлением. Сейчас уже на шестидесяти факультетах российских вузов готовят дефектологов и логопедов.
Белгородцы высказали озабоченность по поводу введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку, а также обязательного экзамена по этому предмету по окончании 9-го класса.
– В современной жизни без знания иностранного языка не обойтись, – считает министр образования. – В российских школах его изучают со второго класса, но, увы, за девять лет дети так и не начинают свободно говорить на английском, французском или немецком языке. Это очень плохо! Языкам необходимо уделять намного больше внимания. Что касается обязательного ЕГЭ по иностранному языку за одиннадцатый класс, он будет введен в 2022 году. А станут ли сдавать аналогичный экзамен выпускники девятых классов, пока не решено.
В ходе собрания был задан вопрос об использовании рабочих тетрадей. По мнению родителей, стоят такие пособия дорого, закупать их приходится на средства семейного бюджета, а потом они лежат мертвым грузом. Министр пояснила, что учебники и предметные тетради к ним должны выдаваться детям в школе бесплатно, а если учитель настаивает на приобретении дополнительных пособий, он обязан обосновать такую необходимость и впоследствии непременно использовать их в процессе обучения.
На вопрос по поводу введения пятидневной учебной недели Ольга Васильева ответила, что решаться проблема должна по инициативе родителей на уровне школы. Она, в свою очередь, считает, что младшеклассники должны учиться пять дней в неделю, а старшеклассникам вполне по силам и шестидневка.
Жителей Кургана волнует судьба загородных детских лагерей отдыха, ведь многие из них были построены еще в СССР 30–50 и более лет назад и давно требуют обновления… Министр пояснила, что вопрос содержания таких баз отдыха до недавнего времени находился исключительно в компетенции регионов и муниципалитетов. При этом на укрепление материальной базы и ремонт 42 тысяч бывших пионерских лагерей из местных бюджетов в 2017-м было направлено 35,5 миллиарда руб­лей. Сейчас в Министерстве образования РФ рассматривается возможность оказания государственной поддержки загородным детским базам, ведь весной 2017 года вопрос организации отдыха школяров передан в это ведомство.
Родители отдаленных российских регионов недовольны тем, что при отправке детей в южные здравницы приходится оплачивать их питание в вагоне-ресторане, что особенно дорого, если ребенок находится в пути не одни сутки. Ольга Юрьевна пообещала разобраться в этом вопросе.
Многодетная приемная мама из Тулы Любовь Еленева считает, что в учебной программе мало внимания уделяется предметам естественно-научного цикла. Министр пояснила, что дополнительные знания можно получать в кружках, на лекциях, в кванториумах. Важно, чтобы школа была заинтересована в организации таких занятий для своих учеников.
Об открытии новых технопарков и кванториумов тоже зашла речь. Министр пояснила, что по России уже действует 40 кванториумов, где обучаются порядка 28 тысяч человек. Программа по их созданию будет продолжена и непременно дойдет до малых городов, где будут созданы филиалы таких организаций.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий