Общество

09:00, 11 апреля 2014

Нельзя быть «урокодателями»

Нельзя быть «урокодателями»
 Алексей ШЕРШНЕВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

12 выпускников, набравших 100 баллов на ЕГЭ. 152 победителя и призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Почти 37 процентов выпускников поступили в столичные вузы, например МГУ, МФТИ, МЭИ, МГИМО. Это очень краткий список достижений тульского лицея № 2 имени Б. А. Слободского за 2013 год.

Такие высокие образовательные результаты стали поводом для его включения в топ-500 российских школ и в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Бесспорная заслуга в успехах лицея принадлежит его директору – заслуженному учителю РФ Лидии Аслиян.
В 2014 году лицею исполняется четверть века. За это время здесь подготовили более четырех тысяч выпускников. 677 получили аттестат вместе с серебряными и 249 – с золотыми медалями.
В прошлом году в лицее ЕГЭ сдавали 182 выпускника. Например, по русскому языку лицеисты набрали 75,7 балла, тогда как среднее региональное значение было 62. По математике – 61,9 против 44,2. Английский язык – 87,6, что на 35 баллов выше областных показателей. Аналогичные опережающие результаты были по химии и физике.
– Но ведь есть еще и другая шкала замеров, – поясняет Лидия Аслиян. – 52 процента учащихся получили баллы в диапазоне от 88 до 99. А 13 процентов наших ребят набрали не менее 90 баллов.
Обучение в лицее начинается с 5-го класса. И тогда же стартует подготовка учеников к сдаче ЕГЭ. И уже в 8-м классе, когда идет предпрофильное обучение, по всем предметам дети пишут тестовые контрольные работы. Такой подход, по мнению педагогов, обеспечивает спокойную плановую подготовку к Единому госэкзамену в 11-м классе.
Разумеется, возникает вопрос: не «заточен» ли весь учебный процесс только лишь на получение высоких балов на ЕГЭ? Ответ учителей лицея однозначен.
– Сейчас очень много говорят о том, что детей «дрессируют», а на деле они не могут ни говорить, ни письменно излагать свои мысли, – рассказывает Лидия Михайловна. – Если так где-то и делается, то это в корне неправильный подход. Мы никогда не ставили во главу угла подготовку к ЕГЭ. Ведь он – результат не навыка ставить галочки в пунктах заданий, а итог системного обучения. Для учеников он заключается в получении знаний, а для учителей – в умении распознать в ребенке его потенциал.
Дети из начальной школы приходят в лицей в 5-й класс. Конечно, для подавляющего большинства из них такая смена обстановки становится стрессом. И тут важно валеологическое обследование на предмет адаптации к новым условиям.
– Нам в этом помогают психологи Валеологического центра. Если в классах возникает некая тревожность, консультироваться нужно в обязательном порядке. Ведь мы же знаем, например, что какой-то ученик учился хорошо, а контрольную неожиданно написал плохо. Любая проблема имеет основания, причины. Их нужно выявлять, устранять. И тогда психолог начинает заниматься с этим ребенком, с группой учеников, целым классом, их учителем.
В лицее № 2 психологи ходят на работу почти так же, как учителя. У них есть свой график, отведенные часы для общения с детьми и их родителями. Поговорить с последними бывает гораздо более важным, чем с первыми.
– Участники образовательного процесса не только ученики и учителя, но и родители, – убеждена Лидия Аслиян. – Но, к сожалению, очень часто наблюдается очень жесткий диктат родительской воли. Есть у нас такое направление, как родительский всеобуч. Мы поясняем мамам и папам, что формы контроля успеваемости ребенка должны соответствовать задачам. Ведь излишняя требовательность ни к чему. Настоятельно советуем не замыкаться самим на проблеме в общении с детьми, а обращаться к психологам, учителям, пользоваться их рекомендациями.
Нужна помощь психологов и в 7-м классе. В лицее это тот рубеж, на котором ребенок и его родители должны определиться, по какому профилю учиться дальше. Ведь бывает очень сложно самим понять, какой склад ума у чада – гуманитарный или технический. К слову сказать, здесь есть над чем задуматься. За время существования в лицее создавались учебные планы по разнообразным профилям: физико-математический, инженерно-экономический, хи­мико-биологический, историко-правовой, полипрофильные, гуманитарные классы. А три года назад начали внедрять углубленное изучение информатики и английского языка одновременно и инженерно-кадетские классы.
– Профильные предметы не просто усилены часами, а есть и дополнительные курсы. Они требуют от учеников действительно креативного мышления, – поясняет Лидия Михайловна. – Таким образом мы добиваемся твердого освоения не только базовых знаний, как этого требует федеральный стандарт, но и выбранного направления. Что дает детям возможность поступать в определенные учебные заведения. Например, 94–100 процентов выпускников физико-математического класса становятся студентами профильных вузов.
Кстати, с такими вузами сотрудничество ведется уже не один год. Заключается оно в организации практикумов по предметам на базе их лабораторий, проведении олимпиад, руководстве научными работами учащихся университетскими преподавателями. А на летних каникулах проводится практика по профильным предметам. Дети участвуют в университетских и институтских научно-практических конференциях, семинарах.
Сама Лидия Аслиян уже почти четыре года входит в состав экспериментальной группы совместного проекта МГУ им. М. В. Ломоносова и лицея № 2. Его смысл и цель – внедрение новых учебно-методических комплексов в школьное образование, что позволяет оперативно включать в программу обучения достижения современной науки.
И в таком образовательном процессе ключевыми являются не итоги ЕГЭ, а высокая результативность по олимпиадам и, конечно же, общий уровень развития детей. Олимпиады готовят детей к ЕГЭ. Это ведь тоже ситуация проверки их знаний, умения мобилизоваться, направить свое естественное волнение не на панику, а на сосредоточение.
– Есть интересная статистика за 2013 год. У нас в лицее 1180 учеников, а количество участников школьного этапа олимпиад – 1558. То есть дети выступают по нескольку раз по разным предметам,– рассказывает Лидия Михайловна. – Число победителей и призеров – 499, на городском уровне – 127, а на областном – 27. Понимаете, какой у них повышенный интерес, состязательность? Это говорит о том, что мы на правильном пути. В детях нужно развивать таланты, а не быть просто «урокодателями».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий