Общество

20:52, 11 марта 2013

Непотопляемые

Еще в полях белеет снег... Правда, воды пока не шумят, но подготовка к паводку идет. Спасатели, пожарные, врачи, полицейские, местные власти корректируют планы совместных действий. А предприниматель Елена Елизарова уже завозит в свою палатку с трогательным названием «Магазинчик Радуга» в деревне Орлово все необходимое на случай прихода большой воды – муку, крупы, консервы и, конечно, соль и спички.
Сценарий сезона
Каждый год с приходом вешних вод эта деревня в Щекинском районе оказывается отрезанной от цивилизации. И тогда к ней приходит известность: репортажи отсюда на некоторое время становятся особенно актуальными. Паводок затапливает автомобильный мост через Упу, и перебраться на другой берег можно лишь методом деда Мазая. Впрочем, такова судьба не только Орлова – в зоне затопления в муниципальном образовании оказываются еще 24 деревеньки.
– Большинство из них малонаселенные, – рассказывает заместитель главы администрации Крапивенского поселения Ольга Ларичева. – В некоторых вообще только летом живут дачники. Орлово достаточно крупное – 86 дворов, еще больше – село Никольское, где 314 домов.
Обязанность местной власти – организовать проживание и питание пожарных и спасателей, которые дежурят на переправе. Возле Орлова перевоз граждан обеспечивают сотрудники МЧС, дислоцированные в Щекине, а у Никольского – Кураковская бригада.
В нынешнем году на переправе уже не увидеть тяжелую технику. Так называемые ПТС (плавучие транспортные средства) разбивают дорогу, а в 2012-м она была капитально отремонтирована. Так что местные жители были против их использования и предпочитают лодки.
– Моторная «Казанка», которую сопровождают двое спасателей, будет в дневное время с 8 до 18 часов перевозить людей из деревни и обратно. Обычно переправа пользуется большой популярностью – за день путешествия туда-сюда совершают до восьмидесяти человек, – поясняет заместитель начальника областной поисково-спасательной службы Дмитрий Добруцкий. – Перед посадкой в лодку жителей обязательно одевают в оранжевые спасательные жилеты. Правда, едва вода только-только начинает сходить, некоторые горячие головы тут же  принимаются гонять по мосту на тракторах.
Здесь начинается паводок
Мост в Орлове первым подвергается затоплению. С приходом весны крапивенская администрация заключает трудовые соглашения с несколькими жителями, которые измеряют уровень воды в реке. Как только она подходит к мосту, пожарные и спасатели переезжают на орловский берег.
Круглые сутки у переправы дежурит и карета скорой помощи. Бывало, на лодке из деревни переправляли заболевших и даже покойников.
– В Орлове свое кладбище есть, но, если родственники решили хоронить в Крапивне – рядом с предками, кто им может запретить? – говорит Ольга Ларичева.
В Орлове проживают трое детишек, в том числе семиклассница – дочка местной предпринимательницы, а заодно и старосты деревни Елены Елизаровой. Обычно в Крапивну ребят отвозит ярко-желтый  школьный автобус.
– Но во время паводка они не учатся, – рассказывает Елена. – В школе делают так, чтобы весенние каникулы совпали с этим периодом.
В администрации с гордостью поведали, что в прошлом году в деревню за счет средств региональной программы проведен водопровод. Когда-то, в советские времена, он здесь уже был, однако водонапорная башня упала, трубы прогнили, и последние два десятилетия народ пользовался колодцами.  
На другом берегу
Над Орловом разносится вой сирены. К счастью, это не сигнал стихийного бедствия. Так привлекает внимание жителей водитель грузовика. Пока функционирует мост, тяжелая машина привезла газовые баллоны. Народ ими запасается заранее.
– Газификация – вопрос, который здесь волнует всех, – комментирует Елизарова. – Мы уже неоднократно обращались в администрацию в Крапивну, чтобы включили нас в программу. Пока обещают к 2015 году. Но мы еще не знаем, сколько денег придется жителям заплатить за проект.
Население Орлова, а это в основном пенсионеры, согревается по старинке – из труб поднимается уютный дымок. Бабули, натаскав дров, топят печки. Кто помоложе, используют электрические бойлеры – современнее, но дороже.
Недавно в деревне произошел трагический случай – в своем доме скончались пожилые супруги. Елена показывает их домишко.
– К нам еще в девяностые годы привозили из столицы граждан – любителей выпить, – рассказывает староста. – Вместо проданных там  квартир им здесь развалюхи покупали. Эту парочку здесь все знали – дедуля в подпитии сообщал, что зовут его… Михаил Булгаков. В общем, чудак. А погибли не потому, что замерзли, – отравились какой-то поддельной водкой.  
Народонаселение в возрасте до 60 лет в Орлове можно по пальцам пересчитать. Молодежь тут не задерживается – отправляется «за счастьем» в Тулу и дальше, в столицу.
Когда-то деревня слыла вполне обеспеченной: 115 домов, несколько ферм, были клуб, большой магазин и даже баня. Потом прекратил существование СПК «Жердевский», и местные разом остались без работы.
– Вот это для нас проблема, а не паводок, – горько вздыхает Елизарова. – Я  бизнесом своим  с 2008 года занимаюсь, но, увы, едва на жизнь хватает. Муж не может никуда устроиться.
В «Магазинчике» Елены не увидишь деликатесов и разносолов – на холодильное оборудование средств у местной бизнесвумен, конечно же, нет. Но зато всегда можно купить хлеб. Во время паводка она постоянно переправляется на тот  берег, куда ей подвозят заказанные продукты. Пожилые люди очень довольны, что не нужно пускаться в путь по воде, чтобы попасть в крапивенский магазин.
– Не знаю, как бы мы жили без Леночки, – говорит одна из старейших жительниц, 83-летняя Нина Царева. – Разве доберешься теперь куда, ноги совсем не ходят, а тут рядом с домом палаточка.
Внуки Нины Михайловны давно уж столичные жители, навещают бабулю очень редко.
Наверное, в утешение здешним обитателям кто-то поставил в Орлове на месте бывшего клуба деревянную часовенку – красивую, как пряничный домик. Правда, имени благодетеля никто не знает. Да и службы пока еще ни разу не было.
– Когда-то, в 1975-м или, может, в 1976 году, случился сильный разлив, – вспоминает Нина Царева. – Вода дошла до первых десяти домов, что ближе всего к реке. Но тогда ледоход был на Упе. А в 1995 году дважды речка разливалась: мы было уж успокоились, вода сошла, а через неделю – снова. Зато два года назад вообще практически не было разлива.
…Когда мы покидали деревню по знаменитому мосту, над Упой клубился туман. Пока еще ничто не предвещает буйства весенних вод. Но паводок придет и проверит, все ли меры по предупреждению ЧП были  приняты.
Елена КОРНИЛКОВА
Геннадия ПОЛЯКОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему