Общество

18:36, 29 июня 2016

Новая жизнь трудных детей

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ
Из архива донской школы № 1

Самый главный выпускной в жизни ребят из донской школы-интерната случается, когда их забирают в семью. Что до учебы, выпускной здесь отметят в августе, перед самым отъ­ездом в техникумы и колледжи, хотя последний звонок прозвенел в тот же день, что и для учеников всех остальных школ.

Не приговор
Учреждение создавалось в 1961 году специально для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в наши дни получило статус общеобразовательной школы № 1. Уклад жизни, впрочем, полностью сохранился: сироты живут здесь постоянно, остальные – только с понедельника по субботу, проводя воскресный день дома. Дело в том, что из 192 воспитанников нет родственников лишь у 52, остальные ребята – из семей, как принято говорить, попавших в трудную жизненную ситуацию, то есть многодетных, малоимущих или неполных. В прошлом году из интерната забрали под опеку пятерых, а за шесть месяцев текущего года – еще четверых.
С недавнего времени здесь нет общеобразовательных классов, только коррекционные. Сюда направляют трудных детей, отстающих по учебе, – обычно им диагностируют задержку психического развития, умственную отсталость. Части из них при этом требуется лишь немного адаптированная учебная программа с рядом поблажек: к примеру, лишний час на сдачу ЕГЭ. Другим – особые условия с упором на чистописание, счет и труды, то есть обучение по 8-му виду.
Школа № 1 никогда не набирает старшие классы, ведь здешние выпускники ориентированы на получение профобразования сразу после 9-го класса. На всю область учреждений, подходящих для этих детей, всего три: по одному в Туле, Новомосковске и Ефремове. Перечень специальностей, которые здесь можно получить, довольно ограниченный, впрочем, выбор все равно есть: от маляра до настройщика компьютерной техники. Да и это не приговор, а скорее самый проторенный путь. При желании выпускник коррекционного класса может попробовать поступить в 10-й класс вечерней школы, окончить ее, сдать, как все, ЕГЭ и пытать удачу дальше, штурмуя вузы и ссузы.

Опасности
взрослой жизни
Последний звонок здесь отмечают с размахом, считая его событием более важным, чем выпускной, который проходит в августе. Как и в любой другой школе, ученики в этот день показывают подготовленные заранее выступления, читают стихи собственного сочинения.
– Все лето они проведут в лагерях, а первые три дня сентября будем развозить ребят по техникумам. В учебные заведения мы должны передать довольно пухлый пакет документов, поэтому процедура занимает время, – поясняет директор донской школы № 1 Герман Ларин.
Ребята из донской школы поступают только в те колледжи и техникумы, где им готовы предоставить общежитие. После совершеннолетия у них появится альтернатива – по обращению органы опеки могут снять для сироты недорогую квартиру. Особенно актуально это для тех интернатовцев, кто уже создал семью. В будущем многие из них, конечно, получат благодаря соответствующей региональной программе собственное жилье. При этом действительно большим благом является то, что квартиры предоставляются не сразу в собственность, а поначалу на условиях социального найма. Молодые люди, у которых нет никого, кто мог бы за них постоять, часто становились жертвами мошенников. Несколько лет назад, говорят сотрудники интерната, волна преступлений, связанных с отъемом квартир, прокатилась сразу по нескольким регионам. Многие опомниться не успевали, как оказывались в какой-нибудь деревенской халупе, отписав свое жилье черным риелторам.
Сироты, пока живут в интернате, получают пенсию и к моменту их выпуска имеют на личном счете приличные сбережения, которые должны стать их стартовым капиталом во взрослой жизни. Само собой, эти деньги не оставляют равнодушными нечистый на руку народ. У наивных ребят просят крупные суммы в долг и после не отдают, под разными предлогами уговаривают «поделиться» финансами. Самое неприятное в этой ситуации, что с юридической точки зрения здесь нет подвоха: ведь деньги отдавались добровольно.
– Естественно, что у сирот в отличие от детей из семей есть проблема с планированием расходов. Свою первую стипендию в техникуме они могут потратить очень и очень быстро, – рассказывает Ларин. – Если бы это было соревнование, победил бы мальчик, который истратил всю свою наличность в течение четверти часа – на новый телефон. Для того чтобы таких оплошностей было как можно меньше, мы стараемся дать ребятам элементарные навыки распоряжения финансами, ходим с ними в магазин за покупками.

Не привыкли
к одиночеству
Примеры, когда жизнь воспитанников донского интерната складывалась вполне успешно, действительно есть. Так, один из выпускников запомнился всем как парень хулиганистый, он порядком покуролесил и после выпуска даже получил условный срок. А некоторое время назад приехав в гости, удивил всех презентабельным внешним видом, хорошей машиной. Сказал: взялся за ум, открыл свое дело. Кому-то удалось найти работу в Москве. Впрочем, все они окончили интернат, когда еще были общеобразовательные классы…
Расхожее мнение о том, что сироте, не знавшему родительского воспитания, сложно потом создать свою семью, конечно, имеет под собой основание. Однако, говорят сотрудники учреждения, примерно половине ребят удается завязать отношения и построить ячейку общества.
– Их желание непременно создать семью вполне понятно, – говорит Ларин. – Эти ребята не привыкли к одиночеству, потому что в нашем учреждении они не бывают одни. Сейчас закон велит, чтобы жилое пространство в интернате было обустроено по семейному типу: несколько человек в комнате и воспитатель всегда рядом. Он редко меняется и обычно ведет своих ребят вплоть до выпуска.
Отследить судьбу выпускников не сложно – интернатовцы, начав взрослую жизнь, первые годы очень скучают по родным стенам и часто навещают своих воспитателей. Здесь даже планируют по примеру Киреевского интерната открыть социальную гостиницу, где при необходимости можно жить по несколько месяцев.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий