Общество

18:24, 24 мая 2016

О ста квартирных кражах

 Людмила ИВАНОВА

Именно так между собой называли это дело тульские следователи. В реальности преступлений было меньше. И все же сыщики сбились со счета, пока довели его до конца.

Две рыбы и лягушка
А началось с того, что лет сорок назад в областной милиции оказалось несколько заявлений от обобранных туляков. Одураченный народ жаловался на украденные золото и деньги. Оперативники приезжали на место, видели искусно высверленную личинку замка, выслушивали причитания обнищавших хозяев и… все.
Дальше дело не двигалось. Отпечатков пальцев злодей не оставлял, а свидетельские показания результатов не давали: приметы, которыми обладал подозреваемый, не подходили ни одному из потенциальных воров.
Дело «О ста квартирных кражах» расследовал с коллегами сыщик Виктор Павлович Беспалов. Кстати, сегодня его имя хорошо известно не только тульским полицейским, но и судьям, а также студентам Тульского филиала Российской правовой академии, где он ведет занятия.
 – Мы долго не могли понять, как это получается: есть человек, периодически выходит на дело, а потом резко пропадает, – вспоминает Виктор Павлович. – Ну не проваливается же он сквозь землю?!
Или все-таки проваливается? Но куда? Где можно укрыться так, чтобы выпасть из поля зрения милиции? В больнице? Но две-три недели – и оттуда выписывают. Выписывают – если это обычная больница. А если необычная?
Долго выстраивали сыщики логическую цепочку, пока не поняли, что вор прячется от них в петелинской психушке. А когда «закинули невод», вытащили сразу двух рыб и одну лягушку.
Последней оказалась мамаша преступника. Именно она, обладая «серьезными» связями, умудрялась укладывать сынка на больничную койку, когда он приходил с очередного дела.
А вот лежал злодей в закрытом заведении вполне официально: однажды он был пойман на краже, и местные эскулапы признали его невменяемым, поэтому мужчина не понес уголовной ответственности, а отправился по известному адресу «отбывать» принудительное лечение.
Только врачевание, несмотря на то что проходило в стационаре, оказалось амбулаторным. А все потому, что мамаше любезно шел навстречу не кто иной, как заведующий отделением. Позже его осудили за взятку и посадили на три года.
С вором же пришлось пово­зиться. Беспалов назначил злодею экспертизу в столичном Институте имени Сербского.
После многочисленных тестов и проверок светила науки не нашли у пациента признаков психического заболевания и отправили в Тулу с записью «симуляция». Вора наказали по всей строгости закона и снова упекли за решетку. Только на этот раз – за тюремную. На шесть лет.

Камера! Мотор! И главный художник
Автомобили стали угонять с тех пор, как они появились на дорогах. Но чтобы в Туле в шестидесятые годы за два месяца ушло сразу пять «Волг» – такое и представить трудно. Тем не менее факт остается фактом – кто-то объявил охоту на лучшее детище советского автопрома! Заодно умыкали «москвичи», «жигули» и «нивы».
Все эти машины (а других в стране практически и не было) стоили огромных денег, но даже тем, кто решался их купить, предстояло отстоять приличную очередь длиной в несколько лет. А потому, как ни крути, кража десятка машин сразу попала в разряд резонансных.
Расследовать громкое преступление снова поручили Виктору Беспалову. Поскольку в то время на «Волгах» ездили только глубоко уважаемые люди, из обкома коммунистической партии пришла директива отнестись к делу с особой серьезностью. И задание свыше выполнили блестяще.
…Автомобиль – не иголка в стоге сена. Если случился угон, то наверняка кто-то видел, как уезжала машина, кто-то слышал, как готовилось преступление.
Оперативные данные помогли сыщикам задержать подозреваемых при очередной краже. Но чем сильнее распутывался клубок деталей и фактов, тем яснее становилось, что в руки сотрудников правоохранительных органов попали мелкие сошки. Тем не менее следователям удалось узнать, что машины, угнанные с территории Тульской области, переправляют в соседнюю, Рязанскую. А там посреди лесного массива, на отдаленной пасеке работает целая группа, которая прогоняет автомобиль через специальную мастерскую, меняя его до неузнаваемости.
Но перекрасить машину и поменять на ней номера – это еще полдела. Нужно было выйти на человека, который подделывал бумаги, необходимые для продажи.
Коллеги Виктора Беспалова установили наблюдение, и, когда разбойники поехали в Москву за очередной партией документов, их не стали спугивать, а дождались завершения визита. И результат оказался ошеломляющим, потому что вместе с покупателями тогда удалось задержать и самого художника. Да не какого-нибудь, а известную личность с не менее известной киностудии!

Талант за дозу
Как же получилось, что деятель искусства без зазрения совести помогал преступникам?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отвлечься от криминала и вспомнить политические события семидесятых годов прошлого века. В это время в Стране Советов идет очередная волна репатриации евреев. Люди, имеющие в паспорте соответствующую запись о национальности, получили возможность выехать на Землю обетованную. Но желающих сделать это гораздо больше, чем имеющих право. Одним мешает то обстоятельство, что в свидетельствах о рождении они давно значатся как русские, другим – что евреями они никогда и не были. Но если за дело возьмется искусный мастер, то в его умелых руках официальный бланк может измениться до неузнаваемости!
Это соображение буквально витало в воздухе. И было бы удивительно, если оно осталось неосуществленным.
…Первая ласточка, вылетевшая из-под пера известного художника, оказалась очень даже жизнеспособной и повела за собой целую стаю. Вскоре народ стал выстраиваться в незримые очереди, желая получить заветную запись. Вполне естественно, что художник не был альтруистом и не собирался рисковать головой за копейки. Деньги посыпались на сотрудника киностудии как из рога изобилия. Только как их потратить, не вызывая подозрений всевидящих органов, если квартира уже получена от государства, мотор давно имеется, а о путешествиях за границу не может быть и речи?
Широкого выбора у разбогатевшего художника не оказалось, и он стал тратить заработанное на удовольствия: рестораны, выпивку и женщин. Но все это быстро приелось, и захотелось того, что завораживает, меняет сознание, уносит в небытие и раскрашивает мир в яркие цвета мексиканских праздников.
Страстное желание вскоре обрело название, дозу и стоимость. Талантливый художник быстро подсел на наркотики и не заметил, как очередь за его услугой резко поубавилась. Клиенты, узнавшие о сомнительных пристрастиях творческой личности, от греха подальше стали искать помощи у других мастеров. И тем самым оставили на мели неблагонадежного кинематографиста.
Но мир не без добрых людей. И как только слухи о его зависимости и уникальных способностях просочились в преступное сообщество, на пороге сразу появились те, кто предложил и деньги, и наркотики. Естественно, что тоже не бесплатно, а за работу, которая как раз и заключалась в изготовлении фальшивых документов.
– За него потом просили, – вспоминает Виктор Беспалов. – Трое известных артистов приезжали в Тулу и предлагали, что целый год будут выступать бесплатно – лишь бы наказание оказалось не очень строгим. Но закон есть закон…
Художник пошел соучастником и, получив четыре года, попал за решетку. Как ни крути, а судьба сыграла с творческой личностью злую шутку, изменив порядок слов в слышанной им бесконечное число раз режиссерской команде: «Камера! Мотор!»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий