Общество

20:02, 21 января 2013

Образование или призвание?

Образование или призвание?
Еще три года назад Президент России на всю страну объявил, что надобно в рамках инициативы «Наша новая школа» привлечь к преподаванию опытных специалистов в разных сферах, пусть даже без педагогического образования. Многие ли после этого пожелали перейти из цеха или офиса в учебный кабинет? В региональном департаменте образования нам ответить не смогли. Не интересуются числом этой категории учителей и районные органы управления. И тем не менее почти в каждом муниципальном комитете нам сумели указать хотя бы одного человека, доказавшего, что называться учителем имеет право и тот, у кого нет корочек педвуза. С тремя из них корреспонденты «ТИ» познакомились лично.

А могла бы пойти
в прокуроры
Внешне Эльвиру Костикову можно принять за «молодого специалиста», на самом деле ее сын уже учится в вузе. Она имеет высшее юридическое образование и больше года стажа работы в Дубенском районном суде. Она, должно быть, с легкостью построила бы карьеру в «органах», но…
– Мне всегда хотелось иметь дело с детьми. Изначально я пошла по стопам отца – он у меня подполковник полиции. Но когда узнала, что в школе требуется социальный педагог, то сразу перешла сюда на работу. Папа не отговаривал, понял, что это мое.
Вот уже три года Костикова проводит лекции, беседует с «отличившимися», печатает брошюры, три-четыре раза в неделю выходит в семьи.
– Некоторым родителям все равно, а для других наш приход – серьезный сигнал, что нужно обратить внимание на воспитание ребенка.
Если ты юрист, говорит Костикова, тебе несложно стать социальным педагогом. А вот учителем географии? Ведь она и этот предмет ведет.
– Пока Эльвира Юрьевна аттестовалась на вторую категорию. Но уже чувствуется в ней будущий профессионал, – говорит замдиректора Дубенской школы Зинаида Вахромеева. – У нее высока культура речи и общения. Бывая на ее уроках, я пришла к выводу, что она долго и тщательно готовится. На занятиях просто нет детей, которые скучают.
– Пару раз были ситуации, когда я не могла ответить на вопрос ребят, – признается Эльвира. – Честно им в этом призналась и обещала найти ответ. Обещание сдержала.
Художник, строитель, компьютерщик
Есть люди, слушая которых, думаешь: «Когда же он все это успел?». Виктор Байков, учитель технологии и изобразительного искусства маленькой Дедловской школы Веневского района, из таких. Работал водителем, художником-оформителем, продавал свои картины на Арбате, ремонтировал квартиры… В школу пришел еще лет двадцать назад, но было время, когда уходил: надо было сыну-студенту помогать, а тогда как раз денег учителям не платили. Когда парень стал на ноги, Байков вернулся.
– Поначалу сложно было, – вспоминает он с дружелюбной и чуть-чуть лукавой улыбкой. – Образования педагогического нет – значит, надо не просто ребят учить, но и самому учиться, осваивать методику. Курсы прошел, плюс коллеги помогли. А в общении с детьми проблем никогда не было.
Когда приехала наша репортерская группа, девчонки занимались резьбой по дереву, парни делали полки. Среди воспитанников Байкова кое-кто стал впоследствии резчиком по дереву, занялся художественными промыслами.
В школе, как и в жизни, Виктор Иванович – специалист широкого профиля. Делает мелкий ремонт, чинит автобус и – колдует над сайтом. Выглядит его детище лучше, чем некоторые городские собратья.
– Пришлось, – смеется, – сын учился, и я параллельно с ним информационные технологии осваивал.
В школе Байков бывает всего два дня в неделю. Остальное время трудится на другой работе – той, что обеспечивает основной доход его семье. Но на сей раз уходить из мастерских не собирается.
По «Ступеням мастерства»
Примерно в начале девяностых в тульском лицее №1 организовали семь исследовательских лабораторий в сотрудничестве с несколькими вузами страны. Может быть, вы скажете, что руководитель научной работы лицея, профессор кафедры механико-пластического формоизменения ТулГУ Анатолий Евдокимов под заявленный критерий «специалиста без педагогического образования» не подходит? Но, согласитесь, работать со студентами и со школьниками – совсем не одно и то же. К последним нужен особый подход.
– Когда я организовал вузовскую микрошколу «Ступени мастерства», то пригласил ребят из колледжа при нашем вузе, – рассказывает Анатолий Кириллович. – В 2001 году мне предложили поработать с лицеистами. Дай, думаю, попробую. Оказалось, с ними даже интереснее, чем со студентами, их заставлять учиться не надо, нужно только заинтересовать. Ну а как это сделать – привести в лабораторию, показать образцы? Они посмотрят и забудут. Не-ет, их надо настоящей исследовательской работой занять. Такую задачу поставить, которую современные ученые решить не могут. Они не могут, а молодежь возьмет и решит.
Задача наставника – направить энергию в нужное русло, подсказать источники информации, научить компьютерному моделированию, посидеть до позднего вечера вместе с воспитанником ради подготовки к конкурсу. Работы много. Но и плоды хороши – неоднократные победы на престижном всероссийском конкурсе «Шаг в будущее», некоторых иностранных состязаниях, 17 запатентованных изобретений. Еще 20 заявок на получение патента сейчас рассматриваются.
– Работа со школьниками мне нравится тем, что есть свобода для технического творчества, возможность изобретать, – говорит Анатолий Кириллович и усмехается: – Знаете, мы ведь даже студентам подаем пример – лучшие работы попадают на кафедру в качестве образцов. Многие мои школьники становятся потом моими студентами. Жалко бывает расставаться с теми, кто уходит в московские вузы.
Татьяна МОТОРИНА
Елена КУЗНЕЦОВА,
Андрей ЛЫЖЕНКОВ,
Геннадий ПОЛЯКОВ

На эту же тему