Общество

09:00, 27 февраля 2015

Один к тринадцати

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Положение вещей на лекарственном рынке столь серьезно, что президент Владимир Путин велел правительству к середине апреля рассмотреть вопрос о создании государственных аптек, в задачу которых, в том числе, будет входить обеспечение доступности медикаментов нижнего ценового сегмента.
Президент, по утверждению информационных агентств, сразу же обозначил, что государственные аптеки будут иметь государственную поддержку. А значит, заниматься такой торговлей захотят многие…


Но что же делать бедному пациенту сегодня? Самое эффективное – убедить лечащего врача назначать только те препараты, что входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Этот обширный документ есть в каждой аптеке, опубликован на сайте регионального минздрава, сайтах лечебных учреждений.
На первый взгляд лекарств в нем не так уж мало: 608 непатентованных наименований на аптечном прилавке превращаются в более чем 7,5 тысячи торговых. Например, непатентованное наименование «Ацетилсалициловая кислота» может продаваться как аспирин, аспирин-упса, кардиомагнил, аспирин-бар и др. Все они принципиально не отличаются, и цены на них умеренные.
Нижний ценовой диапазон делится на три категории: до 50 рублей, от 50 до 500 и свыше 500 рублей. Наценки на каждую группу устанавливаются постановлением губернатора, а комитет по тарифам Тульской области следит за тем, чтобы они не превышали допустимых значений. В этом сложном году комитет запланировал провести 5 проверок, что, откровенно говоря, мало вдохновляет, если учесть, что в области свыше 800 аптечных предприятий…
Елена Кречетова, начальник отдела контроля и анализа означенного комитета говорит, что пять проверок все равно больше, чем те четыре, что были проведены в 2014 году. К тому же намечены только плановые проверки, а бывают еще и внеплановые – по обращениям граждан.
– За два месяца этого года наши специалисты побывали уже на трех предприятиях: «Фармация», «Алди-Фарм» и «Фармпланета», – рассказывает Елена Викторовна. – Сетевые аптеки проверять достаточно удобно: идешь в головной офис и работаешь с документами, которые касаются всех фармацевтических организаций сети. Два первых предприятия допускали небольшие нарушения, но отпускная цена препаратов все равно не превышала предельно допустимых надбавок, это были скорее арифметические ошибки. В «Фармпланету» мы вышли на внеплановую проверку – по обращению гражданина. К письму он приложил два чека на 8 тысяч рублей, где было перечислено 13 лекарственных средств. Гражданин жаловался на слишком высокие цены. Из купленных им препаратов в перечень жизненно необходимых и важнейших входил только омник, который был ему продан за 1486 рублей. Во время проверки оказалось, что цена хоть и существенная, она все равно ниже предельного уровня. Я уже три года проверяю аптеки, и ни разу серьезных нарушений не было. Везде установлены компьютерные программы, которые сразу же дают знать самим фармацевтам, если расчеты сделаны противозаконно. Наших специалистов к своим проверкам привлекает прокуратура, и в этом году прокурорский надзор также пока не выявил нарушений. Голова должна болеть сейчас о лекарствах, которые не входят в перечень ЖНВЛП. За них аптеки могут назначать любые цены, и никто им в этом не указ.
Из рассказа Елены Кречетовой напрашивается не слишком оптимистичный вывод. Убедить доктора назначать тебе препараты только из предусмотренного государством списка будет не так-то просто. Вон гражданину 13 лекарств прописали, а в перечне ЖНВЛП был только один омник…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий