Общество

09:00, 29 января 2016

Олимпийский резерв науки

 Анастасия КАЛИНИНА
 Пресс-служба ТГПУ им. Л. Н. Толстого

В аудиториях третьего корпуса ТГПУ им. Л. Н. Толстого стоит звенящая тишина. Изредка нарушает ее негромкий стук ручки, положенной на парту, или звон нечаянно задетого штатива. Ребятам отведено два с половиной часа на одно экспериментальное задание. Потом перерыв на обед – и еще один практический опыт.

Корреспондентам отвлекать школь­ников вопросами об ощущениях и о планах на победу запрещено. Лишь на пару минут впущены в аудитории фотографы и видеооператоры, чтобы снять потенциальных «быстрых разумом Невтонов».

Знания
становятся ближе
На экспериментальный тур Всероссийской олимпиады школьников по физике прошли 37 мальчишек и девчонок. Накануне, на первом этапе – теоретическом, состязались в знании предмета 91 ученик 9-х, 10-х и 11-х классов. И лишь те, кто набрал более 50 баллов, получили возможность проверить свои силы в экспериментальном этапе.
В кабинетах чертят графики, катают шарики по металлическому желобу и взвешивают скрепки ребята из тульских школ. Причем не только специализированных. Районы тоже поставляют таланты – Ефремовский физико-математический лицей стабильно берет первые места.
Но у любого способного школьника есть шанс на победу. В прошлом году на региональном этапе по физике призером стала Валя Бирюкова, ученица средней школы № 54 города Тулы. Педагоги ТГПУ считают, что она – пример настоящего таланта, который в науке, как и в искусстве, имеют немногие.
В педуниверситете не просто проходят олимпиады – вуз является базой подготовки и для школьников, и для учителей. С 2014 года здесь при финансовой поддержке правительства области работает юношеская областная математическая школа, которая с сентября 2015 года преобразовалась в физико-математическую. Сотни старшеклассников приезжают в ТГПУ, чтобы выйти за рамки школьной программы, прикоснуться к настоящей науке.
Кроме того, преподаватели разработали дополнительную образовательную программу «Познавательная физика и астрономия». В общем, сегодня  любому школьнику, жаждущему глубоких знаний, вовсе не нужно повторять подвиг Михайлы Ломоносова, отправившегося с рыбным обозом в Москву, – можно просто обратиться в вуз.
– Физика – уникальная, очень увлекательная наука. С момента Большого взрыва все, что нас окружает, описывается ее законами. Она основа для любого естественно-научного и технического образования. Подготовка инженеров и технологов, конструкторов самолетов, космической и военной техники базируется на фундаменте физики, – рассуждает Ирина Реброва, декан профильного факультета ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Взращивают юные таланты в вузе качественно, но выгоды педуниверситета от этого почти не получает, разве что моральное удовлетворение от хорошо проделанной работы.
– Все, кто более-менее знает физику, стараются уехать в столицу. К нам победители олимпиад не приходят, – с грустью делится наблюдениями завкафед­рой общей и теоретической физики вуза Ирина Клепинина. – Обидно, конечно… Ведь поначалу мы их воспитываем.
В этот же день впервые тульские школьники 7–8-х классов принимали участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике имени Джеймса Максвелла. На победу претендовали 60 школьников из 8 муниципальных образований. Дети, набравшие наибольшее количество баллов, будут приглашены в апреле 2016 года во Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи. Учреждение это, по сути, – наукоград для подростков.

Все больше надежд
С 13 января по 9 февраля в Тульской области проходит региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по 21 общеобразовательному предмету.
Среди организаторов – минобр Тульской области, региональные вузы.
Специалисты отмечают, что количество участников и качество их подготовки растет из года в год. На муниципальном уровне в области приняли участие более 9809, то есть 25 процентов школьников. На региональный уровень вышли 2000 учащихся – на 200 больше, чем в 2014-м. Два года назад на всероссийском этапе призерами и победителями стали 14 человек, в 2015-м – 19. Сильнее всего тульские школьники в гуманитарных науках, литературе, иностранных языках, географии, технологии, ОБЖ.
– Конечно, победа в олимпиаде на всероссийском уровне дает ребятам преимущества при поступлении. Например, можно не сдавать ЕГЭ по «олимпийскому» предмету, диплом победителя равен 100 баллам аттестации. Это тоже стимулирует ребят пробовать свои силы в знании школьной программы, – комментирует промежуточные итоги олимпиады региональный министр образования Оксана Осташко.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий