Общество

09:00, 14 октября 2016

Они живут километрами

В предстоящее воскресенье страна отмечает очередной профессиональный праздник – День работников дорожного хозяйства. Он касается не только тех, кто круглогодично заботится о содержании и ремонте дорог, возводит мосты, строит магистрали, но и всех, кто по ним следует. Позитивные перемены, происходящие в последние годы в дорожной сфере Тульского региона, невозможно не заметить. Многие наши дороги становятся ровными, широкими и комфортными. За всем этим стоит деятельность одной из крупнейших организаций дорожной сферы – ГУ ТО «Тулаавтодор».

 Зинаида КАШТАНОВА

Задание на дом
Учреждение в том виде, как оно сегодня есть, создано в 2012 году путем реорганизации 10 государственных унитарных предприятий. Впрочем, это не означает, что главная дорожная структура имеет столь короткую историю: «Тулаавтодор» громко заявил о себе еще в 60–70-х годах прошлого века. Именно тогда вводились в эксплуатацию многие автодороги, карьеры, дробильно-сортировочные установки по производству щебня, асфальтобетонные заводы, была создана проектная контора… С ростом производственной базы росли и объемы. Если в 1961 году Тульская область занимала 72-е место по плотности автодорог, то в 1987 году – 2-е, а по протяженности – 5-е. В 80-е годы тульские дорожники вводили в эксплуатацию до 190 километров автодорог ежегодно.  Ну а дальше, как и в других отраслях, начались трудности.
– Мы пережили нелегкий период, поскольку государственные унитарные предприятия, входящие в нашу структуру, имели немалые долги и кредиты, – вспоминает директор учреждения Михаил Выставкин. – Приходилось решать множество проблем. Мы с этим справились, погасили долги ГУПов и впервые за всю деятельность получили в 2015 году субсидии из федерального бюджета (689 миллионов руб­лей) на выполнение работ по реконструкции шести объектов. Сегодня в состав нашего учреждения входят три филиала (Щекинский, Узловский и Ленинский), состоящие из 22 участков. Поскольку мы являемся подведомственным учреждением министерства транспорта и дорожного хозяйства области, то все планы на текущий год получаем от него. Они могут в течение года несколько раз корректироваться, какие-то объекты добавляться, другие исключаться, но это обычная работа. В 2016 году, согласно государственному заданию, нам нужно отремонтировать 51 объект. Из них 50 объектов – это участки автодорог протяженностью 362 километра и один – замена светофора на автомобильной дороге Тула – Новомосковск. В соответствии с госзаданием 30 процентов объектов уже сданы и приняты комиссией, остальные находятся в работе и будут закончены до конца года. Кроме того, мы еще в декабре выиграли контракт на сумму 530 миллионов руб­лей на ремонт 199 объектов муниципальных дорог. Почти на всех объектах работа завершена.  
«Тулаавтодор» отвечает за 4,5 тысячи километров автомобильных дорог регио­нального и межмуниципального значения. Это 626 дорог и 204 моста и путепровода. За последние пять лет предприятие отремонтировало из общей сети 1,5 тысячи километров и в рамках содержания восстановлено 300 километров. С 2015 года ведется реконструкция участка автомобильной дороги М-2 «Крым» старого направления на подъезде к Серпухову; моста через ручей у шахты «Песоченская»; автодороги Лапотково – Ефремов на участке в Щекинском районе; мостовых переходов через реки Скнижка и Скнига, реку Красивая Меча.
– Работы ведутся согласно проектно-сметной документации, – рассказывает главный инженер Константин Кирилин. – В этом году четыре объекта будут сданы. По мостовому переходу через реку Красивая Меча документация находится на экспертизе в связи с необходимым внесением изменений. Все услуги и товары мы приобретаем согласно Федеральному закону № 44 (по конкурсу). Это несколько затягивает сроки. На объекте «Скнига» работы будут завершены в следующем году. В целом мы отремонтируем 362 километра дорог. Закончив ремонт, приступим к мероприятиям по зимнему содержанию. Это чистка, посыпка смесью, уборка. Плюс к этому заключаем договоры с муниципальными образованиями на зимнюю очистку дорог.

Техника не подведет
В период с 2012 по 2016 год «Тулаавтодор» на 35 процентов увеличил автопарк, и сегодня на его балансе около 320 единиц дорожно-строительной техники и 600 – автомобильной. В этом году приобретем два асфальтоукладчика, четыре универсальных погрузчика и несколько КДМ (комбинированные дорожные машины). В ближайшее время поступят восемь катков. Есть планы по приобретению техники и в следующем году. Все это говорит о том, что подход к ремонту и содержанию дорог с использованием современных механизмов рассматривается как одно из приоритетных направлений учреждения.

Свои заводы ближе к дороге
Увеличение объема ремонтных работ заставило предприятие подумать и о расширении собственного производства строительных материалов. Аукционы на поставку горячей асфальтобетонной смеси лишь на короткий период прикрывали потребность. И хотя на балансе находятся восемь асфальтобетонных заводов, половина из них – это вчерашний день.
– В конце года у нас на площадке пройдет аукцион на приобретение трех новых заводов, – рассказывает главный инженер. – Один поставим в Донском, а тот, который там действует, перебазируем в Ефремов. Там завод все сроки отработал, его нужно демонтировать. Другой завод будет в Щекине, а прежний переведем в Чернь, старый там уберем. Третий будет в Киреевске – вместо старого, который уже непригоден. Благодаря этому увеличится количество асфальтобетонных смесей. Конечно, сил на проведение таких операций потребуется немало, но, думаю, до апреля справимся. Когда поставим новые заводы, то спокойно и планомерно сможем выпускать почти миллион тонн смеси. Наши потребности это должно закрыть. Если еще приобретем 15 самосвалов для перевозки смеси, будет вообще замечательно.
Большое внимание в ГУ ТО «Тулаавтодор» уделяется качеству применяемого материала. Например, в битум идут специальные добавки, которые хорошо связывают весь зерновой состав. В результате основание дороги становится более прочным. С 2012 года специалисты применяют шероховатую поверхностную обработку трасс. В этом случае на очищенное дорожное полотно синхронно подается катионная битумная эмульсия определенной температуры и кубовидный гранитный щебень фракцией 5–10 миллиметров. Так формируется поверхностный слой износа. Чем он хорош? Эмульсией заливают все трещины в старом асфальтобетонном покрытии, а сверху на него «наклеивается» щебень. Это предохраняет дорогу от дальнейшего повреждения и позволяет сокращать тормозной путь машин в осенне-зимний период. При проведении ремонта автодороги Лопатково – Ефремов в Ефремовском и Тепло-Огаревском районах это опробовано. Добавки будут противодействовать образованию колеи, улучшат свойства асфальтобетонной смеси, защитят асфальт от воздействия водной среды. Четыре года – такую гарантию на работу по ремонту установил «Тулаавтодор». Это значит, что если полотно столько не простоит, то придется восстанавливать его за свой счет. Так что качественный ремонт покрытия – это еще и дума о финансах предприятия. Особо жесткие требования применяются и к поставляемым материалам, из которых производится асфальтобетонная смесь. Их проверяют в лаборатории на соответствие техническим условиям. В случае отклонения от параметров тут же возвращают поставщику. А как иначе – качество превыше всего.
В ближайших планах тульских автодорожников – создание мостового эксплуатационного подразделения. Это необходимо для более конкретной и целенаправленной работы по реконструкции и ремонту мостов и мостовых сооружений, а их в ведении учреждения 204. Из них в предаварийном состоянии находятся около 19. Если дальше не обращать на них внимания, то по ним скоро невозможно будет проехать. Ведь строили мосты еще в советское время, не рассчитывая на современный режим эксплуатации. Это в полной мере осознают дорожники, а потому и планы у них далекоидущие.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий