Общество

09:00, 25 июля 2014

Опасное небо

 Сергей МИТРОФАНОВ
  автора

В двадцатом веке над Тульской областью произошло множество летных катастроф и аварий. В свое время изучением их причин занимались только специалисты, а простым смертным знать правду об авиационных ЧП не полагалось. Сегодня же все больше и больше краеведов, поисковиков и музейщиков окунаются в архивы, выходят в поля с металлодетекторами, опрашивают очевидцев – чтобы лично прикоснуться к манящим тайнам истории освоения воздушного пространства.
Фамилию
подсказал карбюратор
Конечно же, большинство ЧП было зафиксировано в период Великой Отечественной войны. По словам тульского исследователя Сергея Новикова, в нашем регионе разбилось по меньшей мере около ста советских авиамашин. К сожалению, военные специалисты изучали причины авиакатастроф  только в том случае, если самолет падал в зоне видимости и, соответственно, к нему можно было легко добраться. В этом плане примечательна история гибели истребителя МиГ-3 в Ленинском районе.
– В девяностые годы около села Обидима мне с группой следопытов удалось наткнуться на обломки какого-то самолета, гильзы, пули, обгоревшие фрагменты парашюта, латунную пряжку ремня со звездой, баллон для сжатого воздуха, – рассказывает известный тульский искатель Олег Золотарев. – Стало понятно, что пилот разбился вместе с машиной. Но его останки мы обнаружили гораздо позже, только в 2007-м. Район падения обследовали на протяжении ряда лет участники многих экспедиций. Число находок росло, но не хватало главного – номерных деталей, которые вывели бы на след пилота. И вот однажды ребятам все-таки повезло – Роман Флянтиков, Александр Стаканов и другие следопыты из земли извлекли карбюратор с набором цифр. Оставалось через Центральный архив Министерства обороны России найти нужные документы.
Помочь тулякам взялся житель Подмосковья Виталий Мамедов, который давно занимался авиацией и знал наверняка, что и где искать в старых архивных папках.
– Мамедов очень скоро по номеру на карбюраторе установил: механизм стоял на самолете младшего лейтенанта 423-го истребительного авиаполка Тимофея Деменко, – продолжает Олег Александрович. – 11 октября 1941 года пилот вылетел в район станции Лаптево на перехват противника. Но почти сразу у авиатора начались проблемы с мотором. МиГ-3 свалился в штопор и разбился. «Убит с обгоранием всего тела» – так говорится в документах.
В архивном деле хранятся и фотографии места авиакатастрофы, и подробное изложение случившегося. То есть военно­служащие долго работали в окрестностях Обидима, восстанавливая поэтапно картину трагедии, но почему-то не сделали главного – не похоронили погибшего как следует.  Череп лежал в почве на значительном удалении от других останков. Достойно предали земле Тимофея Деменко только в 2008 году – его прах теперь покоится у мемориала в поселке Ленинском.
Стасске и Мозлер
Разбивались в годы войны в нашем регионе и авиамашины люфтваффе. В Государственном архиве Тульской области хранится уникальный документ – дневник командира партизанского отряда 16Т Есипова.
«23 декабря 1941 года в 9 часов между селениями Сидорово, Ленинское и Кошкино в лесу упал подбитый самолет «Хейнкель-111». Экипаж состоял из четырех человек, из которых двое – командир и пилот – сгорели вместе с машиной, а двое, взяв в колхозе коней, пытались уехать в расположение своих войск, но были задержаны в лесу у селения Кулешово в 14.30 бойцом отряда Макаровым», – писал партизан. Гитлеровцы, улучив момент, избили Макарова и скрылись. Но вскоре беглецы были пойманы и арестованы Есиповым. Кто же попал в руки лесных мстителей? Это были 27-летний радист-стрелок Оскар Стасске и 25-летний механик Отто Мозлер. «Оба они офицеры, награжденные Железными крестами. Экипаж самолета имел задание бомбить район города Алексина Тульской области, задание не осуществили, так как были сбиты. На месте посадки нами было изъято из машины: штурманская карта, бортовой журнал и другое имущество. Упомянутое сдано в штаб части Красной армии в деревне Петровское Одоевского района», – сообщается в дневнике.
Интересно отметить, что этот экипаж только 21 декабря вылетел из Праги и на следующий день оказался в СССР.  И в первом же полете на боевое задание в России был сбит нашей зениткой. Что же стало со Стасске и Мозлером после пленения, установить не удалось.
Посадка
без выпуска шасси
Хватало воздушных приключений в тульском небе и после Великой Отечественной. Мало кто знает об аварийной посадке пассажирского самолета Ил-18Б, которая произошла 22 июня 1961 года в Богородицком рай­оне. Авиамашина тогда выполняла рейс «Москва – Сочи».
«Во время полета по маршруту на высоте 6100 метров произошло разрушение генератора двигателя № 3. Обломки повредили маслопровод. В результате возгорания масла возник пожар. Двигатель был выключен. Система пожаротушения не сработала. Впоследствии выяснилось, что во время технического обслуживания перепутали клеммы в электрической схеме системы пожаротушения. Экипаж начал экстренное снижение. Ближайшей посадочной площадкой был военный аэродром в девяти километрах юго-восточнее Ефремова. Экипаж принял решение, что в сложившейся ситуации наиболее подходящим вариантом будет вынужденная посадка без выпуска шасси на подобранное с воздуха место. Вскоре такая площадка – овсяное поле вблизи Богородицка – была выбрана. Перед касанием экипаж выключил три оставшихся двигателя. Самолет совершил посадку на фюзеляж и, проскользив по полю около 300 метров, остановился. Пассажиры были эвакуированы», – рассказывается об этом случае на одном из сайтов любителей авиации.
Впоследствии самолет был отремонтирован на месте посадки и взлетел с подготовленной полосы. Его перегнали в Ригу и передали в институт инженеров гражданской авиации в качестве учебного пособия. А всех членов экипажа наградили орденами на торжественной церемонии в Кремле. Ведь находчивые и мужественные авиаторы спасли под Богородицком жизни сразу нескольких десятков пассажиров.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий