Общество

09:00, 29 января 2016

Оптимизация для оптимистов

Оптимизация  для оптимистов
 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Реформу системы здравоохранения только ленивый еще не ругал. В глазах пациентов она сводится к сокращению всего и вся, так неужели на современном чиновничьем языке именно этот процесс стыдливо называют оптимизацией?

Вокруг изменений в медицине так много слухов и домыслов, что идеологи реформ не успевают их опровергать. В работе лечебных учреждений сейчас слишком много новшеств. Пациенты частенько за ними не успевают и, не обнаружив привычного порядка вещей, считают, что он (порядок) отсутствует вообще. Многое им нужно объяснять бесконечно, каждый день, каждое посещение, на что у медработников не хватает ни времени, ни сил. А жаль! Потому что когда пациент дезориентирован, он недоволен.
На ряд самых горячих вопросов сегодня отвечает министр здравоохранения Тульской области Ольга АВАНЕСЯН.
– Ольга Александровна, до начала реформ в области было более ста государственных учреждений здравоохранения, сейчас только 62. Представляете, как это выглядит для человека, который судит об отрасли по статотчетам? Что – в регионе было закрыто каждое второе ЛПУ?
– Боже сохрани! Ни одно лечебное учреждение закрыто не было, все остались на своих местах. Но сеть была трудноуправляемой, поскольку состояла из множества мелких, иногда маломощных, хоть и самостоятельных, больниц. В 2013–2015 годах проведена реорганизация, в результате которой были созданы крупные многопрофильные больницы. Никакой ликвидации не случилось, шло слияние нескольких ранее самостоятельных учреждений в одно юридическое лицо. Например, в Новомосковске теперь функционирует Новомосковская городская клиническая больница, куда входят и ранее самостоятельный роддом, и ранее самостоятельные детские учреждения. Собраны в одну «могучую кучку» районные больницы Ефремова, Каменки и Волова, а также Одоева и Арсеньева. Что это дает? Экономию средств на содержание административного аппарата, бухгалтерии, различных технических служб дает безусловно. Но не только. Перед пациентами это открывает возможности использовать весь врачебный и диагностический потенциал вновь образованных территориальных медицинских объединений. Если, допустим, в Волове нет своего лор-врача, он будет по графику приезжать в поселковую поликлинику из Ефремова. Или проконсультирует воловских пациентов в Ефремове. Разве это плохо?
– Вопросы маршрутизации больных сегодня, может быть, самые трудные в здравоохранении. Если человек не может получить консультацию узкого специалиста в поликлинике по месту жительства, он должен знать, где именно его примет доктор, а самое главное – ему должно быть удобно туда добраться. Но маршрутизация пациентов часто не имеет отношения к существующему транспортному сообщению. Надо обладать природным оптимизмом, чтобы пользоваться мощностями Алексинской РБ, если ты живешь в Ясногорске…
– Маршрутизация пациентов – живой процесс, если где-то возникают неудобства, мы готовы отработать другие схемы и возможности. Но давайте будем реалистами.  В области сформирована и продолжает совершенствоваться трехуровневая система оказания медицинской помощи, которая основана на принципах концентрации, специализации и стандартизации. Никто не забыт, министерством здравоохранения разработаны и утверждены приказы по маршрутизации пациентов по каждому профилю. В целях повышения доступности первичной специализированной медицинской помощи в области на базе государственных учреждений здравоохранения организованы 7 межмуниципальных лечебно-диагностических центров – в соответствии с социально-экономическими зонами: в Туле, Новомосковске, Ефремове, Алексине, Суворове, Узловой и Щекине. МЛДЦ являются подразделениями центральных районных и городских больниц, в них организован консультативный прием специалистами, выполняются диагностические исследования.
– Дефицит врачебных кадров продолжает углубляться?
– Есть повод надеяться, что этот процесс выправится. В прошлом году обеспеченность врачами в Тульской области составила 28,4 на 10 тысяч населения, тогда как в 2014-м этот показатель составлял 27,7 на те же 10 тысяч. В наступившем году продолжится реализация областной кадровой программы с общим объемом финансирования более 1 миллиарда рублей. Ставка делается на молодых специалистов. В 2015 году в лечебные учреждения области пришли 385 врачей, из которых молодых специалистов – 156.
– Одним из новшеств последнего времени явилось разделение скорой медицинской помощи на экстренную и неотложную. В начале этого процесса главные врачи были полны скепсиса, считая, что в поликлиниках формируется недее­способная структура. Но неожиданно для многих пациенты сразу же стали «голосовать» за неотложку двумя руками…
– Да, это видно из сухих цифр статистики. В государственных учреждениях здравоохранения за два прошедших года открыты и работают 72 кабинета неотложной медицинской помощи. За 11 месяцев 2014 года зарегистрировано 91 391 посещение таких кабинетов, а по итогам 11 месяцев 2015 года – 390 548 посещений. Пациенты уже привычно с самого утра звонят в регистратуру поликлиник и просят прислать к ним не участкового врача, а специалиста из неотложного кабинета. Ведь он приезжает с укладкой и оказывает действенную помощь. Работа «неотложки» уже позволила снизить нагрузку на бригады «скорой». В перспективе она должна будет взять на себя некоторые функции участковой терапевтической службы.
– Ольга Александровна, много нареканий вызывает система дистанционной записи к врачу, особенно Доктор71. Она вроде есть, но в то же время ее как бы нет…
– Это тот случай, когда предложенная услуга вначале вызывает смешки, а потом неудовольствие, если приходится без нее обходиться… Доктор71 – сервис, созданный исключительно для удобства граждан. Он стал одним из четырех способов записи на прием к врачу в любое государственное учреждение здравоохранения Тульской области, оказывающее первичную амбулаторно-поликлиническую помощь. За три года посредством сайта время приема было зарезервировано более 410 тысяч раз. Но, к сожалению, на сегодняшний день в регионе есть населенные пункты, в которых жители не обеспечены стабильным подключением к Интернету. Из-за чего не все могут пользоваться преимуществами портала Доктор71. Однако на территории области действуют и другие сервисы: региональный контакт-центр записи на прием к врачу (8-800-450-33-03), а также инфоматы, установленные в самих учреждениях здравоохранения.
Нам периодически поступают новые идеи от жителей области о развитии сайта. В их числе – просмотр в личном кабинете выписанных рецептов, информации о необходимости сделать те или иные прививки, возможность просмотра и бронирования лекарственных препаратов в аптеках Тульской области. Многое будет взято на вооружение. Сервис живет и развивается и с каждым годом набирает все большее количество благодарных пользователей.
В этих вопросах мы тесно сотрудничаем с министерством по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области, именно оно отвечает за техническую составляющую работы портала Доктор71.
Вообще же продвижение необходимых пациентскому сообществу знаний – архиважно. Для информирования привлекаются общественные советы, созданные в государственных учреждениях здравоохранения, и эта работа будет набирать темп.
– Если уж выносить медицинскую информацию в личный кабинет, то нельзя ли, по аналогии с Москвой, выкладывать туда сведения о полученной больным медпомощи? После масштабных приписок столичных поликлиник, которые через личные кабинеты вскрыли сами больные, лечебные учреждения поостерегутся отчитываться перед Фондом обязательного медицинского страхования об услугах, которые они не оказывали…
– Да, в перспективе планируется передача сведений о фактах оказания медицинской помощи в личный кабинет на портале гос­услуг.
– Эксперты «Общероссийского народного фронта» после изучения декларации о доходах главврачей в 17 регионах России выяснили, что в ряде случаев их годовые доходы превышают зарплату медработников в 200 раз. Тула входит в число этих 17-ти?
– В соответствии с пунктом 35 постановления администрации Тульской области от 30 сентября 2008 года «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения» предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников не может превышать восьмикратный размер. Он и не превышает. В 8 ЛПУ это соотношение составляет до трех раз, в 22 учреждениях варьируется от 3 до 4 раз, в 22 соотношение составляет от 4 до 6 раз, и в 6 лечебных учреждениях разница составляет от 6 до 7 раз.
– Ольга Александровна, в связи с ростом курса доллара эксперты предрекают значительный рост цен на лекарства. Чего ждать тулякам?
– Цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), регулируются государством. Следует отметить, что данный перечень утвержден Правительством РФ  еще 26 декабря 2015 года, №2724-р. Он сформирован из лекарственных препаратов только с доказанной клинической эффективностью, а также входящих в стандарты оказания медицинской помощи. Наибольший процент закупаемых препаратов в Тульской области для амбулаторно-поликлинической помощи – это как раз лекарства, входящие в перечень ЖНВЛП, – примерно 70 процентов. В перечне 67 процентов международных непатентованных наименований, производящихся в России. Это позволит не допустить роста цен в аптеках в связи с колебанием курса валют и перебоями с ассортиментом.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий