Общество

10:14, 05 октября 2018

Оружейник – это честность и ответственность

Сергей МИТРОФАНОВ
Елена КУЗНЕЦОВА

На торжественном собрании по случаю празднования Дня Тульской области и города-героя Тулы, проходившем в академическом театре драмы, губернатор Алексей Дюмин вручал отличившимся землякам государственные и ре­гио­наль­ные награды. Дважды на сцену поднимались представители Конструкторского бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова. Так, ведущий конструктор оборонного предприятия Николай Овчелупов был удостоен почетного звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации», а токарю-расточнику Игорю Боровых присвоили звание «Заслуженный машиностроитель РФ».

Из МФТИ – в Тульский политех

Николай Овчелупов родился в 1949 году в тех местах, где жил и писал Лев Толстой, – в поселке Временный Щекинского района, где рукой подать до Ясной Поляны. И уже один только этот факт сыграл знаковую роль в его судьбе. Нет, писателем Николай Васильевич не стал, но вот мыслил и творил он так же глобально, как и всемирно известный литератор.

Учился наш земляк сначала в столице – поступил в престижный Московский физико-технический институт, в стенах которого три года постигал премудрости специальности «низкие температуры». Говорит: просто в то время многие советские ребята хотели стать физиками, вот и выбрал себе соответствующий вуз.

А потом понял: хочется штудировать что-то другое, причем на родине. И перебрался в Тульский политехнический институт, где осваивал специальность «автоматические приводы». Вот только приняли студента не на четвертый курс, как, конечно, хотелось молодому человеку, а только на третий – мол, в МФТИ черчение и сопромат Овчелупов не проходил. То есть пришлось дважды побыть третьекурсником. Как бы то ни было, учебу в МФТИ Николай Васильевич вспоминает с теплотой – ведь в том вузе он прошел фундаментальную подготовку по математике и физике, которая очень здорово помогла и в период студенчества в политехе, и при работе в КБП.

От Макарова до Шипунова

На защите диплома присутствовал Николай Федорович Макаров – тот самый знаменитый оружейник, Герой Социалистического Труда, который является отцом «пээма» – пистолета, принятого на вооружение еще в пятидесятые годы.

– К студентам он относился хорошо. Видно, он во мне не ошибся, и именно с его легкой руки я до сих пор остаюсь представителем оборонной отрасли, – сказал собеседник. – Чем запомнился Макаров? Скажу откровенно: это был хороший человек и выдающийся конструктор! Таких как он сейчас мало. В наши дни почему-то больше на слуху футболисты да экономисты. По телевидению то и дело говорят о перипетиях в жизни актеров и певцов. А почему мало рассказывается о простых тружениках, о выборе профессии юношами и девушками? А ведь еще Николай Макаров давал понять, что молодежь – это будущее. Слава богу сейчас пришли к осознанию, что раз не хватает конструкторов, инженеров, высококвалифицированных рабочих, то таких специалистов нужно как можно скорее растить для предприятий. Думающую молодежь надо воспитывать. И в КБП разработана целая программа.

На предприятие выпускник политеха пришел в начале семидесятых. И там молодого специалиста ждала встреча с еще одним прославленным российским оружейником – Аркадием Шипуновым, с которым Овчелупову довелось вместе поработать продолжительное время. Иногда можно услышать, что Аркадий Георгиевич был довольно строгим руководителем.

– Но к кому? – задается вопросом Николай Васильевич и сам же на него отвечает: – К бездарям, к поверхностным людям. У меня же отношение к Шипунову особое. При нем КБП стало процветающим предприятием. Я, кстати, боялся Шипунова, потому что он мог отнять работу. Но, разумеется, не в плане уволить, а в смысле отстранить от участия в каком-либо проекте, в который я вложил бездну своего времени и энергии. Жалко было! Поэтому все старался с самого начала и до конца делать на совесть.

Как летают «железки»

А что же в конструкторском арсенале нашего собеседника? Николай Овчелупов – один из авторов таких изобретений, как электромагнитный блок рулевого привода управляемой ракеты, рулевая машина управляемого снаряда, контактное устройство взрывателя… Может, кому-то сложно понять, что же это за изделия. Мы скажем проще: благодаря им у нашей армии и государства в целом в руках – надежный щит.

Николай Васильевич признается: до него оружейников в семье не было. Мама – родом из деревни Морковщино Киреевского района, отец – казак из станицы Вешенская, что в Ростовской области. Родители в Тульской области строили Щекинский химкомбинат.

– Если говорить об отличительных чертах такой профессии, как конструктор-оружейник, то он должен быть в первую очередь ответственным, честным по отношению к самому себе и порядочным, – убежден Николай Васильевич. – Сделал конструктор чертеж, по нему изготовили детали, а изделие или собрать проблематично, или при испытаниях происходит отказ. А изобретатель-то у всех на виду. И как тут сказать, что в случившемся виноват «какой-то дядя»?

Собеседник добавляет: сам он стрелять не любитель, чтобы, как говорится, отвести душу, да и нет дома собственного оружия. Но всегда с удовольствием смотрит, как летают созданные им «железки». А как же оружейник отдыхает, хотя и от любимой, но все-таки такой напряженной работы? Улыбается: спасают рыбалка и общение с внучками. Они вместе с мамой, дочкой Николая Васильевича, и папой присутствовали на торжественном собрании и одними из первых поздравили любимого дедушку с присвоением звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации».

Ангола с московским адресом

Игорь Боровых – родом из оружейной столицы. В 1981-м парень окончил техникум им. С. И. Мосина, где изучал специальность «автоматические устройства». По распределению попал в КБП.

– Проработал всего-то пару недель. А потом меня призвали в армию, попал в итоге на Северный флот, – вспоминает Игорь Анатольевич. – Служба в Военно-морском флоте занесла меня в далекую Анголу, где был радиомехаником на узле связи – настраивал передатчики. В Анголе я находился полтора года. Нам, правда, запретили сообщать родителям, в какой именно стране находимся. Поэтому в письме близким только вкратце указал: «Я в загранкомандировке в Африке». Кстати, мой адрес для писем в целях сохранения военной тайны был следующим: Москва, такой-то номер почтового ящика. Мы, моряки, получали весточки из дома дважды в месяц. Как же мы их ждали!

Нашему земляку запомнились и изнуряющая жара, и то, как много раз его подкашивала зловредная тропическая малярия. Что говорить, если на больничной койке пришлось полежать и после демобилизации – то в Туле, то в столице. Как бы то ни было, советские врачи сумели поставить парня на ноги. И в 1984 году он вернулся на родное предприятие. По стопам Игоря в оружейники пошел и его младший брат Олег.

– Коллектив мне очень понравился тем, что в нем добродушные и сплоченные люди, – признается Игорь Анатольевич. – Более опытные работники всегда готовы подсказать молодежи, как поступить лучше, мне ведь и самому помогали в свое время. Теперь и я оказываю ту ли иную помощь новичкам, среди которых, кстати, немало любознательных старательных ребят, так что я бы не стал ругать современную молодежь. Горжусь тем, что через меня проходили многие изделия, разработанные нашим предприятием. Могу сказать, что приложил руку и к изготовлению отдельных деталей для широко известного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь». Радует, что оружейная профессия привлекает молодежь, которая стремится в КБП, где стабильность и интересная работа.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему