Общество

20:11, 15 мая 2013

Оружие он познал в бою

На недавнем Параде Победы в Москве в колонне российской техники шел и «Панцирь-С1» – уникальная разработка Тульского конструкторского бюро приборостроения, входящего в состав холдинга НПО «Высокоточные комплексы». Это лишь одно из многих известных изделий предприятия. Кстати, в военные годы больше 80 процентов авиации было вооружено именно образцами разработок  КБП. За каждым видом вооружения стоят люди: конструкторы, инженеры, рабочие, многие из которых долгие годы работали на прославленном предприятии. Есть среди них, конечно, и те, кто пришел на производство, вернувшись с Великой Отечественной войны. Поэтому в течение всего мая руководство и сотрудники КБП чествуют своих ветеранов-победителей, отдавая каждому из них долг памяти.  
– С течением лет ряды фронтовиков редеют все сильнее. Сегодня в живых остались только 16 участников войны и 105 тружеников тыла, работавших в Тульском конструкторском бюро приборостроения, – говорит председатель совета ветеранов КБП  Галина Сергеевна Фундаева. – Неумолимо время, уводящее героев далеких сражений в безвозвратные дали. Но тем волнительнее каждая наша встреча с людьми, прошедшими сквозь лихолетье. Мы стараемся поздравить каждого нашего ветерана с праздником Великой Победы. Эти люди были и остаются образцом для подражания – примером небывалой стойкости, самоотверженности и любви к Родине…
Поздравить одного из них – Евгения Ивановича Степунина – сотрудники КБП решили совместно с репортерской группой «Тульских известий». После войны он еще два года служил в армии. Затем вернулся в родной город, работал на хлебозаводе, в пожарной части. Окончив Тульский механический институт, пришел в ЦКБ-14. Молодого специалиста зачислили в отдел к известному конструктору Силину. На протяжении 30 лет, работая в 24-м отделе ЦКИБ СОО, Евгений Иванович создавал стрелково-пушечное вооружение.
Работая в ЦКИБ СОО, Евгений Иванович Степунин участвовал в создании известной пушки «Гром», противотанкового гранатомета СПГ-9 и другой техники, предназначенной для  поражения танков, самоходно-артиллерийских установок и других бронированных целей. А в августе 1942 года, когда он попал в запасной полк и получил винтовку Мосина, оружие было для него мальчишеской игрушкой: научиться стрелять не успел – не было патронов. Идя в первую атаку под Сталинградом, он и вовсе оказался безоружным: парню дали пистолет «парабеллум», применять который он  не умел. И только через день старшие товарищи принесли восемнадцатилетнему пареньку ППШ убитого красноармейца, из этого автомата Степунин и сделал первый выстрел…
– В июне 1941 года я окончил девять классов, – вспоминает ветеран Великой Оте­чественной. – Как и мечтал, устроился на машиностроительный завод. Осенью, когда немцы подошли к Туле, началась эвакуация, всю технику погрузили на поезда и отправили вместе с рабочими в сибирские дали. Мой отец имел бронь, поэтому продолжал трудиться на оружейном. Я тоже остался в Туле и чем мог помогал сражающемуся городу. На том месте, где сейчас стоит памятник Толстому, находилась зенитная батарея, а на углу Первомайской и Коммунаров – пушка и пулеметы. Там я и снаряжал ленты пулеметчикам.
На дворе уже стояли холода. Однако по сравнению со стужей, встретившей нашего героя в степях под Сталинградом, тульские морозы были сущим пустяком:
– Вторая военная зима пришла рано. Мы были в чистом поле, рвали высокую траву и стелили в окопы, чтобы стало теплее. Валенки, шинель и телогрейка почти не грели, потому что кормили нас плохо. Принесут, бывало, пшенную кашу, положат в котелок, а она тут же замерзает. Согреться негде: кругом степи, а впереди город в развалинах. Помню, мы тогда с нетерпением ждали, когда наступит утро и  каждому нальют по сто грамм водки.
К сожалению, многих такой «паек» потом сгубил: одни, разгоряченные спиртным, совершенно нелепо попадали под вражеские пули, другие ушли раньше срока уже после войны.  Вскоре Степунин попал в разведку, что уберегло его и от рюмки, и от сигареты, ведь под хмельком через линию фронта не пойдешь – очень рискованно, а огонек папироски мог выдать всю группу…
В 1941–1942 годах на фронте было совсем туго. Шли жестокие кровопролитные бои, наши войска несли большие потери. Приходило пополнение за пополнением, но из сотни солдат, уходящих в бой, выживали единицы.
– Мы порой не знали, кто у нас командир взвода, роты, – рассказывает ветеран. – Обстановку нам часто не объясняли, только командовали: «Вперед, вперед!»
21 января 1943-го во время атаки Евгений Степунин получил сквозные пулевые ранения в ногу и руку. В медсанчасть, расположенную в километре от окопов, отморозив пальцы, приполз по снегу сам. Ему оказали первую помощь и отправили в госпиталь в Саратов. После лечения он попал в Тамбовское общевойсковое училище, где за месяц научили обращаться со всеми видами оружия. А потом снова на фронт. К тому времени Степунин стал командиром отделения разведки, воевал под Курском, в составе 3-й ударной танковой армии под командованием генерала Рыбалко освобождал Украину, одним из первых (ведь разведчики всегда впереди) форсировал Днепр и опять был ранен…
Боевой путь Евгения Степунина пролег от Волги до Влтавы. Начав войну в степях под Сталинградом, он закончил ее в лесу у столицы Чехословакии. О Великой Победе наш герой и его товарищи узнали только 12 мая, добивая гитлеровцев  в ходе Пражской операции.
Евгению Ивановичу была оказана честь принять участие в Параде Победы в Москве и пронести знамя полка по Красной площади. В Братиславе он сел в поезд и вместе с другими участниками торжества отправился в столицу. Проезжая по родной стране, поезд часто останавливался. На перронах победителей встречали цветами, играли оркестры, звучали песни.
– Помню, во время одной из остановок я стоял у окна вагона. Ко мне подошел капитан, Герой Советского Союза, и сказал: «Не мы герои, сержант, а наш народ – герой. Не нас так встречать надо, а простых людей, вынесших на своих плечах все невзгоды и лишения...»
К параду красноармейцы готовились целый месяц. Тренировки начинались с трех часов утра, чтобы не мешать движению транспорта. 24 июня под звуки оркестра Солдаты Победы торжественно прошли по Красной площади…
Людмила ИВАНОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему