Общество

11:32, 25 июля 2017

От баяна до фортепиано

 Юлия МОСЬКИНА
 Павел ЧЕСАЛИН

Фабрика «Тульское гармонь» осваивает новое для себя направление: наравне с гармонями и баянами здесь будут изготавливать фортепиано. Мастера уже собрали из чешских деталей четыре образца, но это только начало. В планах – от узловой сборки перейти к выпуску целиком «местных» инструментов, которые станут новым тульским брендом. Об этом шла речь во время визита на предприятие замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадыровой.

Душа гармони
Вместе с ней на предприятие прибыл народный артист России, композитор Дмитрий Маликов. Вместе они осмотрели производственные мощности фабрики.
Процесс рождения гармони начинается в деревообрабатывающем цехе, ведь ее корпус – из дерева, хотя так сразу и не скажешь. Сверху любая гармоника обтянута целлюлозой. Фактура и цвет у такой отделки могут быть любыми – от сдержанного черного до имитирующего переливы мятого шелка. Потом гармонь, конечно, расписывают, и тогда по корпусу вьется мудреный растительный орнамент или кружат в хороводе деревенские девушки. Альтернатива – инкрустировать инструмент перламутром.
Самая душа тульской гармошки – ее звучание – заключена в металлическую планку с двумя прорезями, на которые наложены тонкие язычки. Если интереса ради подуть на планку, она тоже зазвучит, примерно как губная гармошка. Одна планка – одна нота. На участке стоит массивный стеллаж, каждая ячейка в котором подписана «си», «ми», «соль»… А там, завернутые  в промасленную бумагу, спят до поры звуки.
Мастеру Виктору Кузовлеву 63 года, большую часть жизни он посвятил «Тульской гармони». Пришел сюда сразу после школы.
Гульназ Кадырова попросила его рассказать об основах производства.
– Планки делают вручную, как учили наши отцы и деды. Здесь, на фабрике, работает немало династий, хотя я мастер в первом поколении, – ответил Кузовлев. – Когда деталь к гармонике вырезает машина, выходит, что все инструменты получают одинаковое звучание. Так что наши тульские инструменты стоят особняком – благодаря авторской работе каждый «поет» индивидуально.
Замминистра поинтересовалась, нужно ли для настройки готового инструмента специальное оборудование. Кузовлев ответил, что отрегулировать рядовой инструмент помогает электроника. Но когда дело касается выполненного на заказ, единственного в своем роде, доверяют только собственному уху. Если у мастера, который за это отвечает, должны быть золотые руки, то у настройщика – абсолютный слух.

Прошлое и будущее
Помещение, которое называют ассортиментным кабинетом, по сути, – настоящий музей. Здесь собраны образцы гармоней и баянов, которые предприятие выпускало в разные годы. А еще – их старинные прообразы и инструменты, вообще к Туле не имеющие отношения – изготовленные в соседних регионах. Самому «старшему» экспонату – около 150 лет. Впрочем, это не единственный повод для гордости. Заводчанам удалось собрать внушительную коллекцию дореволюционных инструментов. Есть и «юбилейный» баян, который сделали к 60-летию СССР.
Это – прошлое, а в настоящем, по словам директора предприятия Юрия Брызжева, предприятие делает более 50 видов гармоней и баянов, в том числе электронных.
В кабинет, где выставлены первые изготовленные на фабрике пианино, вели как в святая святых. Пока это – четыре экземпляра, собранных из узлов чешской фирмы Petrof. Дмитрий Маликов сыграл на каждом из них и вынес свой вердикт:
– Инструменты очень хорошие. Это прекрасные варианты для детей, позволяющие исполнять в том числе серьезные произведения. Кстати, в детстве я занимался именно на инструменте производства Petrof.
«Тульская гармонь» осваивает новое производство совместно с чешскими коллегами. Уже заключено соглашение о сотрудничестве, и на первом этапе иностранные партнеры помогут с обучением и поставкой комплектующих.

Рождение бренда
– От узловой сборки фабрика планирует перейти к локальному производству, – уточнил министр промышленности и топ­лив­но-энер­ге­ти­ческого комплекса Тульской области Дмитрий Ломовцев. – В дальнейшем изготовленные здесь пианино будут выходить под тульским брендом. Вековой опыт выпуска музыкальных инструментов, а также высокий уровень компетенции наших мастеров служат сильным аргументом для того, чтобы производство новых музыкальных изделий было поддержано на федеральном уровне. И, надеюсь, визит заместителя министра промышленности и торговли РФ послужит первым шагом к этому.
Произведенные в Туле инструменты обещают стать востребованными. Пре­мьер-министр Дмитрий Медведев поручил оснастить новыми инструментами российского производства школы искусств. Вопрос актуальный – по официальным данным, инвентарь «музыкалок» в нашей стране изношен на 82 процента. Проект пока пилотный, и нашему региону удалось в числе первых подтвердить свое участие в нем.
– Инструменты для детей должны быть качественными и доступными. Это важно, ведь занятия музыкой помогают раскрыться личности, – сказала Гульназ Кадырова.
Дмитрий Маликов отметил, что в течение многих лет занимается просветительской деятельностью и вопрос детского музыкального образования – один из наиболее для него значимых. «Тульскую гармонь» он назвал знаковым для страны предприятием, отметив, что здесь работают уникальные мастера, сумевшие сохранить традиции.
К слову, сейчас на «Тульской гармони» трудятся 160 человек, однако с освоением серийного производства новых инструментов будут создаваться дополнительные рабочие места. Кадырова выразила уверенность, что это поспособствует привлечению на предприятие молодежи. Ломовцев отметил, что вопрос обучения кадров и возрождения института наставничества будет подробно рассмотрен совместно с ре­гио­наль­ным министерством культуры.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий