Общество

20:30, 18 марта 2013

От рогатины до «Града»

В том марте на всей огромной территории СССР невозможно было найти человека, который ничего бы не знал об острове Даманском, не расспрашивал о нем, боясь пропустить малейшую подробность, не сопереживал со всей страной дальневосточную беду. Свидетелем тех трагических событий был наш коллега Владислав Васильевич АНИКЕЕВ, работавший тогда собственным корреспондентом газеты «Советская Россия» по Хабаровскому краю, Амурской и Магаданской областям. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей наброски его книги.

…Среди пятерых Героев Советского Союза, удостоенных высшей награды за подвиг на Даманском, не оказалось ни одного туляка. Нет их (и слава богу!) в списке 58 погибших пограничников. И тем не менее именно тульский фактор имел, на мой взгляд, решающее значение в тех событиях. Впервые применив для удара по живой силе противника реактивную систему залпового огня «Град», советские Вооруженные силы не только защитили священную неприкосновенность государственных границ Родины, но и в зародыше задушили массовую вооруженную агрессию, остановив возможное превращение ее в третью мировую войну.
Именно к такому выводу пришел я, будучи очевидцем отчаянного противостояния горстки героев-пограничников бесконечной массе вооруженных хунвэйбинов, подобно муравьям ползущих на нашу территорию. Примечательно, что этот вывод не оспорил никто из военных, к опыту которых я обратился, подвергая сомнению собственное же суждение.
Остановить полномасштабную агрессию обычным стрелковым оружием было невозможно. Просто не хватило бы имеющихся в наличии патронов. Боезапас удалось пополнить в первом же бою только благодаря местным жителям, которые на санях подвезли несколько десятков «цинков». Однако и это мало меняло ситуацию. По расчетам специалистов-оружейников, в случае массированной атаки врага даже запасные стволы к автоматам и пулеметам вышли бы из строя от интенсивности огня уже через полчаса боя. Отрезвить противника могло не вялое блудословие политиканов, а весомый стреляющий аргумент. И в тех конкретных критических условиях обороны им стал «Град», в названии которого присутствуют первые буквы фамилий его творцов – Ганичева, Рогожина, Денежкина.
С единственным из оставшихся в живых из этой троицы оружейных гениев, Геннадием Алексеевичем Денежкиным, я живу на одной улице и, прогуливаясь для здоровья по свежему воздуху, обсуждаю характер будущей книги о защитниках Даманского и создателях «Града». В голове и «первом чтении» эта книга уже почти написана. Дело за малым: побывать на месте сражений и в каждой семье погибшего пограничника в Кемеровской, Омской, Амурской, Свердловской, Тюменской областях, Хабаровском, Приморском, Красноярском краях. И с математической точностью описать, что значила для близких и Отечества безвременная смерть двадцатилетних парней, не успевших дать жизнь потомству…
Перед вами два снимка. На одном – извергающая огненные струи знаменитая реактивная установка. А другую уникальную фотографию мне подарила Лида Стрельникова, жена начальника заставы, полностью уничтоженной хунвэйбинами.
Прежде чем применить против оборзевшего от многолетней безнаказанности дракона оружие возмездия, добрые русские парни долго и аккуратно, дабы не повредить шкуру Змея Горыныча, выдворяли злобного хищника в его берлогу с помощью «сверхсекретного» оружия предков, с коим они издревле бесстрашно ходили на медведя. Жаль, что не пошли тогда врагу эти уроки впрок и стране пришлось обратиться к более сильному средству.
Наш корр.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий