Общество

14:48, 16 января 2024

От строительства дзотов до трудоустройства раненых

От строительства дзотов до трудоустройства раненых

Такое уже случалось в истории региона, когда в трудную для армии минуту наши земляки – каждый как мог, каждый на своем месте – старались помочь бойцам. Сегодня туляки отправляют в зону СВО продуктовые посылки, носки, маскировочные сети, постельное белье для госпиталей… И в сороковые годы поддержка тоже выражалась по-разному: от участия в строительстве оборонительных укреплений и военных аэродромов (ведь основная масса мужчин уже держала в руках автомат или винтовку на фронте, а значит, не бойцам, а гражданским приходилось браться за лопаты и тачки) до сбора подарков и денег для военнослужащих. Как это происходило? Чтобы узнать подробности, обратимся к малоизвестным документам из Государственного архива Тульской области.

 

Как, например, помогали Родине жители Плавского района? Напомним, в 1941-м они повидали многое: бомбежки, артобстрелы, расстрелы еврейского населения, уничтожение советских военнопленных, грабежи… У иных плавчан после изгнания фашистов почти ничего не осталось – жилье сгорело, люди были вынуждены наживать добро фактически с нуля: чем-то делились соседи, что-то раздобывали сами. Но и в таких условиях соотечественники готовы были отдать последнее Красной армии, освободившей их от нацистского ига и погнавшей врага дальше. Вот перед нами документ, составленный не позднее 1942 года. Это отчет Плавской районной комиссии по сбору вещей для РККА. Жители принесли 29 716 яиц, 620 носовых платков, 14 тетрадей, 240 карандашей, 186 кило сухарей, 209 кг лепешек, 40 носков, 18 кур, 3 рубашки, полтора десятка флаконов одеколона, 70 кусков туалетного мыла, 290 индивидуальных посылок, пару кило пшена. В списке и ветчина (1,8 кг), и 31 полотенце, и 30 литров топленого масла, и бритвенный прибор, и деньги – 15 100 руб­лей. В итоге 23 615 яиц (это 60 ящиков) комиссия передала на склад в управление госпиталей; 630 яиц плавчане выдали воинским частям, расположенным в городе; еще 6303 яйца получили больные и раненые красноармейцы. Посылки были сданы в военный отдел горкома партии – там решали, кому их отправить дальше, а 5865 руб­лей из 15 100 пошли на оплату райпромкомбинату за выделку овчин; еще 196 руб­лей получила артель «Соцтруд» в счет уплаты за пошивку полушубков, а остальные деньги перевели в фонд обороны.

Тем временем в Черепетском (ныне Суворовском) районе трудящиеся в честь 24-й годовщины РККА, «выражая глубокую благодарность нашей доблестной Красной армии, освободившей район от немецких оккупантов, организовали подарки для бойцов». По состоянию на 21 марта 1942 года там собрали 550 кг капусты и 658 кг мяса, 300 кг огурцов и 35 кило сала, 475 кг муки, 5 кур… А еще жители принесли для воинов 4 кг сушеных грибов и 50 литров молока. Там же сдали 408 пар разного белья, 25 пар обуви, 107 овчин – всего теплых вещей было собрано на сумму 16 431 руб­ль.

Но не только продуктами и вещами старались помочь туляки Родине. Они понимали: в 1941-м гитлеровцев удалось отбросить от Тулы и Москвы ценой больших материальных и людских потерь, а что если враг снова попрет на столицу в 1942-м? На этот случай необходимо было строить узлы сопротивления. Их стали возводить во многих районах: Веневском, Щекинском… Готовился встретить противника во всеоружии и Сталиногорск (ныне Новомосковск). Там, в частности, сооружали узел сопротивления Сталиногорск-1 (южный).

Конечно, военные консультировали гражданских, но за основную работу брались обычные рабочие, домохозяйки, интеллигенция… То есть все те, кто оставался в тылу. Масштаб проделанной сталиногорцами работы впечатляет, если только взглянуть на список построенных ими объектов, а таковых – десятки! Вот лишь несколько из них. Дзот (деревоземляная огневая точка) в конце северной стороны деревни Клин с двумя амбразурами, сектор обстрела которых – противотанковый ров с юго-западной стороны, овраг с северо-восточной стороны, подходы к Клинскому оврагу со стороны шахты № 13. Пулеметная точка с одной амбразурой (сектор обстрела – шоссе, идущее на Бобрики) в подвале деревни Клин правее 10 метров от шоссейной дороги напротив моста через Клинский овраг. Открытая площадка для 76-мм пушки с укрытием для расчета юго-западнее недостроенного дома южнее Комсомольского шоссе на 100 метров. Двухамбразурный дзот на северной опушке Урванского леса с сектором обстрела: низина по оврагу в сторону деревни Иван-Озеро и подходы со стороны железной дороги. Сколько же сил потратили сталиногорцы? Об этом документы ГАТО умалчивают, но мы можем себе представить это, когда полуголодный человек в жару или под дождем машет кайлом…

Помогали туляки и землякам, чьи родные ушли на фронт. Так, в Мордвесском (ныне Веневском) районе позаботились о семьях бойцов, которые пострадали от оккупантов: 30 хозяйствам выдали 50 тысяч руб­лей на постройку домов, 239 семьям бесплатно отпустили лес, в лесах местного значения 86 семьям красноармейцев предоставили 20 гектаров сенокоса. А 11 раненым воинам подыскали работу.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

Фото: pobeda71.ru



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий