Общество

20:45, 10 ноября 2014

Оцифровать Курочку Рябу

 Татьяна МОТОРИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Осторожные родители стараются лишний раз не давать в руки дошкольникам мобильные телефоны, не подпускать их к компьютеру: а вдруг зависимость разовьется? Между тем педагоги из детского сада №22 «Мир детства» в областном центре уверены: ничего страшного в гаджетах нет, только использовать их надо с умом. Эксперты поддержали туляков и на Всероссийском форуме «Образовательная среда–2014» присудили им награду за разработки в сфере применения  IT-устройств.

«Ай-театр» против застенчивости

В деревянную панель с несколькими крупными красными кнопками встроен небольшой экран. Вокруг собрались несколько детей пяти-шести лет. Они в предвкушении – сейчас покажут журналистам, какой у них «ай-театр» (I-Theatre). Педагог-психолог Ирина Дзядевич выдвигает маленький «ящичек» из-под экрана:
– Так, кладите сюда фон, – один из малышей помещает в «ящичек» рисунок: русская печка, лавки, стол, одним словом – убранство избы.
– Теперь, – продолжает Ирина Викторовна, задвигая «ящик», – сканируем фон. Кто на кнопку нажимать будет?
Экран загорается, на нем появляется рисунок. Примерно так же попадают в цифровую избу персонажи – у детей в руках раскрашенные и вырезанные из бумаги Дедка, Бабка, Курочка Ряба, Мышка. Когда все готово, юные артисты занимают места. Один из мальчиков, ужасно гордый своей миссией, рассказывает сказку «от автора», другие, прикасаясь к экрану, манипулируют каждый своим персонажем. Все, драматическое действо проиграно и записано. Теперь можно, например, скинуть его на флешку и отнести домой, показать родителям.
– Технология хорошо влияет на эмоциональную сферу детей, – объясняет психолог. – Многие ребята застенчивы, им сложно установить контакт с другими, а при разыгрывании сказки даже тихони раскрепощаются. Кроме того, развиваются волевые качества: ведь их персонажу нужно дождаться своей очереди; важно также не перепутать слова, не издавать лишних звуков. Когда они смотрят уже записанные мультфильмы, то очень переживают, если что-то сделали не так, и впредь стараются не совершать подобных ошибок.

Умные столы
и книги

Логопед-дефектолог Наталья Афонина и двое ее подопечных что-то рисуют на «умном столе» (Smart Table). Подходим поближе: оказывается, ребята, водя пальчиками по поверхности, соединяют цифры линиями, чтобы получилась картинка, которую они потом обсудят. Уже после занятия Наталья Афонина (кстати, победитель областного конкурса среди дефектологов в 2014 году) демонстрирует репортерской группе другие возможности «стола». Используя разные шаблоны, можно рисовать, решать задачи, слушать любые аудиозаписи и многое другое. Интересно, что все собравшиеся за столом для лучшего результата должны договариваться – к примеру, если все хотят рисовать одновременно, то вынуждены использовать одну и ту же краску.
– Это один из плюсов смарт-стола – он учит кооперации, – говорит Наталья Юрьевна. – Кроме того, он помогает развивать мелкую моторику и корректировать общее недоразвитие речи. И главное – детей не надо лишний раз просить зафиксировать внимание, они и так увлечены тем, что делают.
…В другой комнате у ребят раскрыты двухэкранные планшеты. Один экран – это, фактически электронная книга, которую можно читать как обычную, не напрягая глаз. Второй – собственно планшет. На втором экране дети раскрашивают картину цветами, которые были у исходного образца, а затем для того же изображения выбирают краски, что нравятся им самим. Упражнение развивает память и фантазию. Плоды творчества можно сразу же отправить по электронной почте родителям.
– Преимущество специальных планшетов перед обычными в том, что они являются частью целого методического комплекса, включающего в себя и обычные книги, и рабочие тетради, – объясняет педагог дополнительного образования Екатерина Слепова. – То есть задания для планшетов уже разработаны, они удачно дополняют то, что предлагает учебник, делают занятия более разнообразными.
«Умные» устройства используют и воспитатели, проводя уроки в рамках общеобразовательной программы, – для этого все они прошли соответствующее обучение. Вводят гаджеты в старшей группе – совсем маленькие детки играют с привычными игрушками. Время использования электроники на занятии ограничено пятью-семью минутами, больше ребята не осилят, да и санитарные нормы не позволяют. Так что страхи, что «бездушный компьютер заменит живого учителя», в данном случае оснований не имеют.

Что важнее?

В детском саду № 22 есть два «умных стола», «ай-театр», двадцать планшетов, несколько интерактивных досок, инфоматы для родителей, где можно почитать новости или, например, получить данные о квалификации персонала. На недавнем форуме «Образовательная среда» представители садика рассказали обо всем этом.
– Среди «дошкольников» мы были чуть ли не единственными, кто продемонстрировал столько IT-оборудования, – рассказывает старший воспитатель садика Елена Бодарова. – В основном об использовании технических новинок говорили представители школ, техникумов. И, надо признаться, когда мы познакомились с выставкой, то не нашли у коллег из других детских садов какой-либо техники, которой не было бы у нас.
Удивительное ощущение возникает, когда попадаешь в этот детский сад. «Муниципальный он или все-таки частный?» – спрашиваешь себя, глядя на оборудование – не только цифровое, но и игровое, на талантливо расписанные стены, на просторный и уютный методический кабинет, располагающий к выдумыванию чего-нибудь нового и прогрессивного. Вы скажете, что тут просто повезло, ведь садик всего восемь месяцев назад открылся после глобальной реконструкции. А как насчет молодых энергичных специалистов, с которыми мы пообщались? Они-то следствием реконструкции не были. И, в сущности, именно люди, а не планшеты делают атмосферу «Мира детства» и его славу.

Кстати
На форуме «Образовательная среда–2014» высокую оценку получила работа не только детского сада № 22, но и Тульского института повышения квалификации работников образования, центра образования № 1 города Тулы, школ № 34, № 71, гимназии № 20 областного центра, а также Болоховского машиностроительного техникума и Тульской специальной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. Министерство образования нашего региона получило Гран-при форума. Напомним, что в форуме участвовали образовательные учреждения из регионов России, стран СНГ, Китая, Израиля, а также фирмы-разработчики инновационных проектов.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий