Общество

09:00, 27 ноября 2015

Пациенты выбирают неотложку

Пациенты выбирают неотложку
 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В декабре отделение неотложной медицинской помощи Новомосковской городской клинической больницы переедет в новое помещение. Ремонт здесь почти завершен, оснащение закуплено. Это даст новый импульс развитию службы неотложной помощи, которая и без того самая эффективная в регионе.

Здравоохранение Новомосковска явилось «буревестником» создания такой службы в области, а может быть, и в России. Первый неотложный кабинет организовали здесь еще в 2010 году, поскольку уже тогда задача освобождения скорой помощи от несвойственных ей функций была актуальной для районного комитета по здравоохранению. Минздрав РФ только через два года, в 2012-м, своим приказом обязал все лечебные учреждения страны организовать пункты неотложной помощи при поликлиниках.
Сегодня новомосковская неотложка работает в круглосуточном режиме, организованы и выезды на дом, и амбулаторный прием. А в качестве пилотного проекта на базе филиала № 1 открыт кабинет неотложной медицинской помощи детям – единственный в Тульской области.

Если шарик лопнул
Старший фельдшер отделения неотложной помощи Юрий Ершов приехал на вызов во все­оружии – с полной медикаментов укладкой, но ничего применять не стал. Пациентка Елена Васильевна, инвалид второй группы по общему заболеванию, хоть и боялась подняться с дивана, из полуобморочного состояния уже вышла, а артериальное давление у нее стабилизировалось.
– У меня был недавно гипертонический криз, поэтому я теперь боюсь, – объяснялась с фельдшером пациентка. – Сегодня такая головная боль с утра, сил нет, и в глазах темнеет от каждого движения. А потом вдруг слабость неимоверная во всех членах, обмякла – как шарик лопнувший. И сознание стало уплывать куда-то… Хорошо, подруга зашла, вас вызвала и корвалолу мне накапала двойную дозу.
– Скорее всего, был сосудистый спазм, который мог привести к обмороку. Но сейчас все уже позади, – объясняет фельдшер. – Неврологической симптоматики нет, давление 140 на 80. Вам нужно просто отлежаться и не забывать принимать назначенные лекарства. Если такое состояние повторится, обязательно обратитесь к неврологу. На данный момент вам не нужно ничего, кроме покоя.
– Вы уж простите, что я вас зря побеспокоила, – застыдилась Елена Васильевна. – Просто испугалась очень.
– А кто б не испугался? У нас бывают такие вызовы, хоть и немного.

Разложим вызовы по полочкам
Конечно, описанный выше случай типичным не назовешь, и, как правило, бригада неотложной помощи  применяет весь арсенал имеющихся у нее средств. Но он показывает, почему же в масштабе целой страны пришлось отделить неотложную помощь от скорой.
Последние годы служба 03 во многих случаях выполняла не свои функции: перевозила плановых больных, обслуживала пациентов с хроническими заболеваниями, приезжала померить давление или просто дать рекомендации пациенту. В результате, когда кому-то экстренная помощь была действительно необходима, все машины оказывались на выезде и приходилось ждать неоправданно долго.
Сегодня 03 выезжает на ДТП, сосудистые катастрофы, травмы и отравления, острые заболевания, угрожающие жизни. А неотложка приезжает при ряде острых и обострении хронических заболеваний, не представляющих опасности для жизни пациентов в двухчасовой временной период. Это могут быть головные боли, головокружение, повышение температуры тела, боли в суставах и позвоночнике, выход хронических заболеваний из-под контроля, как у жительницы Новомосковска Елены Васильевны. Неотложке делегирована перевозка больных в стационар по направлению участкового врача, констатация биологической смерти больного.
– Разделение обязанностей всегда условно, мы работаем в одной связке и с участковыми терапевтами, и со скорой помощью, – рассказывает Юрий Ершов. – Допустим, недавно в одной из пригородных деревень пожилой мужчина разгружал закупленную на зиму картошку. Через десяток мешков у него закружилась голова, появилась одышка. Родственники позвонили 03, но скорая переадресовала вызов нам, поскольку свое состояние мужчина связал с усталостью. Приезжаем, а у него инфаркт. Тогда уже мы, неотложка, вызвали на себя скорую и до ее приезда оказывали больному медикаментозную помощь, чтобы не разрастался очаг, не было кардиогенного шока. А бригада скорой по прибытии провела тромболизис, ввела наркотические анальгетики и уже потом транспортировала больного в кардиологическое отделение.

Алло! Говорите!
Процесс приема вызовов, от которого зависит тактика ведения больного, трудно переоценить. И здесь отделению неотложной помощи очень повезло: вызовы принимает Галина Писарева, фельдшер-регистратор, за плечами которой 52 года работы в медицине. Галина Ивановна приехала в Новомосковск из Туркменистана, где она до самой пенсии работала в санэпидстанции. Заслуженный отдых оказался опытному фельдшеру невыносим, и вот уже много лет Писарева принимает вызовы и консультирует больных по телефону.
– У меня есть заочный знакомый, ветеран войны, 92 года, колясочник. Живет один, здоровье в таком возрасте, естественно, не блещет, и он мне в случае любого затруднения звонит. Пузырек с глазными каплями не открывается, с кишечником что-то… Слепой дюбаж и тот мы с ним на пару делали – он дома, я тут. Разве можно не принять участие? – рассказывает Галина Ивановна. – Когда поступает вызов, я скрупулезно выясняю, что с человеком, и опыт позволяет мне правильно оценить его состояние. Но если все сотрудники на выезде, я и сама могу амбулаторную помощь оказать.
Отделение имеет свою телефонную линию – 8 (48762) 6-53-08, но можно воспользоваться телефоном регистратуры, которая переключит на неотложку, или набрать 03. У службы масса приверженцев, которые вызванивают по телефону не участкового терапевта, а именно бригаду неотложки. Ведь терапевт приходит в течение дня, и только с бумагами. А машина неотложной помощи приезжает максимум через два часа с диагностическими приборами и лекарствами.
Амбулаторная неотложная помощь оказывается в Новомосковске еще и в пяти кабинетах, расположенных в структурных подразделениях городской больницы. В штате отделения есть один врач, остальные сотрудники – фельдшеры, в кабинетах неотложной помощи совмещают врачи поликлиник, при которых эти кабинеты работают.
На базе Новомосковской горбольницы модернизирован круг­лосуточный кабинет неотложной помощи больным с травмами. Прием пациентов здесь ведут травматологи и офтальмологи. В ближайшей перспективе – открытие кабинета неотложной медицинской помощи онкологическим и инкурабельным пациентам.

Кто хочет,
тот работает
По свидетельству заведующего отделением Сергея Князева, потребность в кадрах в новомосковской неотложке есть, и она еще долго сохранится. Сейчас служба обслуживает вызовы на равных со скорой, в этом году из 03 ей было переадресовано более 6500 вызовов. Это позволило существенно разгрузить скорую помощь и увеличить ее доступность для населения. Сегодня за положенные 20 минут машина скорой приезжает на место в 80 процентах случаев. Но в будущем новомосковская неотложка собирается забрать часть работы у участковых терапевтов и врачей общей практики.
Когда кабинеты неотложной помощи при всех поликлиниках региона будут полностью оснащены медицинской техникой и укомплектованы квалифицированным персоналом, их помощь станет одной из самых востребованных.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий