Рекламный баннер.

Общество

09:00, 23 января 2015

Павшие в глубоком тылу

Павшие в глубоком тылу
 Сергей МИТРОФАНОВ

«Всех назовем поименно. Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил Красной армии, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на территории Республики Татарстан». Книгу со столь длинным названием недавно издал известный в нашей стране поисковик и историк Илья Прокофьев. На первый взгляд, какое отношение может иметь Тульская область к далекому Татарстану? Оказывается, самое прямое. Дело в том, что и там сложили свои головы наши земляки…

– Татарская АССР и город Казань в годы войны стали одними из центров сосредоточения авиационных служб и специалистов. В Казани развернулись эвакуированные авиа- и моторостроительные заводы, – объясняет автор. – За их продукцией прибывали с фронтов группы перегонщиков. При предприятиях были сформированы отдельные авиаотряды, летчики-испытатели которых занимались облетом новых самолетов. Через Татарстан пролегали «воздушные пути» перегонки американских авиа­машин на фронт. При такой огромной концентрации соединений и постоянной активности перелетов, к сожалению, не обходилось без происшествий.
Так, 11 февраля 1944 года при катастрофе самолета А-20 «Бостон» в районе города Арска разбился старший авиамеханик 9-го перегоночного полка ВВС Сибирского военного округа Сергей Фомичев. Его семья проживала в деревне Большие Мармыжи Плавского района. В Красную армию молодого человека призвали в райвоенкомате. Так уж сложилось, что парень погиб не в боях с фашистами, а в глубоком тылу…
Не повезло и уроженцу Тулы Петру Сычкову. 21 марта 1942-го его Пе-8 выполнял испытательный полет с целью проверки надежности дизелей М-30. В воздухе внезапно произошла остановка одного из двигателей. При заходе на посадку летчик допустил ошибку и вынужденно стал уводить бомбардировщик на второй круг. На развороте огромная махина потеряла скорость, сорвалась в штопор и разбилась.
– Из установленных 218 членов так называемого летно-подъемного состава, погибших и похороненных в Татарстане, 40 человек до сих пор значатся по документам Центрального архива Министерства обороны России пропавшими без вести, а 60 вообще не учтены в Обобщенном банке данных «Мемориал» военного ведомства, – констатирует горькие факты исследователь. – Мы еще не знаем фамилий и имен погибших в 1942 году летчиков, захороненных на старом кладбище в городе Бугульме, на их могилах до сих пор высечены слова «Неизвестный летчик».
Илья Прокофьев, а также Сергей Садовников, Михаил Быков, Ирина Филатова и многие другие его единомышленники проделали огромную работу. Кто-то корпел в архивах, кто-то выезжал в поисковые разведки, опрашивал очевидцев…
В процессе написания книги всплывали самые разные подробности. Зачастую – весьма печальные. Так, пермский авиатор Владимир Дмитриев скончался в возрасте всего 20 лет, причем причину смерти установить не удалось. А младший сержант Анатолий Горбунов в июне 1944-го прыгнул с парашютом, отделившись от самолета У-2, а дальше, по версии специалистов, потерял сознание и не сумел раскрыть купол. При этом, по архивным данным, этот военнослужащий почему-то числится пропавшим без вести в… августе 1943 года!
Автор книги признается: его исследование – только начало большого пути по изучению авиационной военной истории Татарстана времен Великой Отечественной. Так что тех, кому небезынтересно прошлое страны, наверняка ждет еще масса открытий.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий