Общество
09:00, 23 января 2015
Павшие в глубоком тылу
Сергей МИТРОФАНОВ
«Всех назовем поименно. Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил Красной армии, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на территории Республики Татарстан». Книгу со столь длинным названием недавно издал известный в нашей стране поисковик и историк Илья Прокофьев. На первый взгляд, какое отношение может иметь Тульская область к далекому Татарстану? Оказывается, самое прямое. Дело в том, что и там сложили свои головы наши земляки…
– Татарская АССР и город Казань в годы войны стали одними из центров сосредоточения авиационных служб и специалистов. В Казани развернулись эвакуированные авиа- и моторостроительные заводы, – объясняет автор. – За их продукцией прибывали с фронтов группы перегонщиков. При предприятиях были сформированы отдельные авиаотряды, летчики-испытатели которых занимались облетом новых самолетов. Через Татарстан пролегали «воздушные пути» перегонки американских авиамашин на фронт. При такой огромной концентрации соединений и постоянной активности перелетов, к сожалению, не обходилось без происшествий.
Так, 11 февраля 1944 года при катастрофе самолета А-20 «Бостон» в районе города Арска разбился старший авиамеханик 9-го перегоночного полка ВВС Сибирского военного округа Сергей Фомичев. Его семья проживала в деревне Большие Мармыжи Плавского района. В Красную армию молодого человека призвали в райвоенкомате. Так уж сложилось, что парень погиб не в боях с фашистами, а в глубоком тылу…
Не повезло и уроженцу Тулы Петру Сычкову. 21 марта 1942-го его Пе-8 выполнял испытательный полет с целью проверки надежности дизелей М-30. В воздухе внезапно произошла остановка одного из двигателей. При заходе на посадку летчик допустил ошибку и вынужденно стал уводить бомбардировщик на второй круг. На развороте огромная махина потеряла скорость, сорвалась в штопор и разбилась.
– Из установленных 218 членов так называемого летно-подъемного состава, погибших и похороненных в Татарстане, 40 человек до сих пор значатся по документам Центрального архива Министерства обороны России пропавшими без вести, а 60 вообще не учтены в Обобщенном банке данных «Мемориал» военного ведомства, – констатирует горькие факты исследователь. – Мы еще не знаем фамилий и имен погибших в 1942 году летчиков, захороненных на старом кладбище в городе Бугульме, на их могилах до сих пор высечены слова «Неизвестный летчик».
Илья Прокофьев, а также Сергей Садовников, Михаил Быков, Ирина Филатова и многие другие его единомышленники проделали огромную работу. Кто-то корпел в архивах, кто-то выезжал в поисковые разведки, опрашивал очевидцев…
В процессе написания книги всплывали самые разные подробности. Зачастую – весьма печальные. Так, пермский авиатор Владимир Дмитриев скончался в возрасте всего 20 лет, причем причину смерти установить не удалось. А младший сержант Анатолий Горбунов в июне 1944-го прыгнул с парашютом, отделившись от самолета У-2, а дальше, по версии специалистов, потерял сознание и не сумел раскрыть купол. При этом, по архивным данным, этот военнослужащий почему-то числится пропавшим без вести в… августе 1943 года!
Автор книги признается: его исследование – только начало большого пути по изучению авиационной военной истории Татарстана времен Великой Отечественной. Так что тех, кому небезынтересно прошлое страны, наверняка ждет еще масса открытий.
«Всех назовем поименно. Биографический каталог военнослужащих Военно-воздушных сил Красной армии, Военно-морского флота и Гражданского воздушного флота, погибших в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на территории Республики Татарстан». Книгу со столь длинным названием недавно издал известный в нашей стране поисковик и историк Илья Прокофьев. На первый взгляд, какое отношение может иметь Тульская область к далекому Татарстану? Оказывается, самое прямое. Дело в том, что и там сложили свои головы наши земляки…
– Татарская АССР и город Казань в годы войны стали одними из центров сосредоточения авиационных служб и специалистов. В Казани развернулись эвакуированные авиа- и моторостроительные заводы, – объясняет автор. – За их продукцией прибывали с фронтов группы перегонщиков. При предприятиях были сформированы отдельные авиаотряды, летчики-испытатели которых занимались облетом новых самолетов. Через Татарстан пролегали «воздушные пути» перегонки американских авиамашин на фронт. При такой огромной концентрации соединений и постоянной активности перелетов, к сожалению, не обходилось без происшествий.
Так, 11 февраля 1944 года при катастрофе самолета А-20 «Бостон» в районе города Арска разбился старший авиамеханик 9-го перегоночного полка ВВС Сибирского военного округа Сергей Фомичев. Его семья проживала в деревне Большие Мармыжи Плавского района. В Красную армию молодого человека призвали в райвоенкомате. Так уж сложилось, что парень погиб не в боях с фашистами, а в глубоком тылу…
Не повезло и уроженцу Тулы Петру Сычкову. 21 марта 1942-го его Пе-8 выполнял испытательный полет с целью проверки надежности дизелей М-30. В воздухе внезапно произошла остановка одного из двигателей. При заходе на посадку летчик допустил ошибку и вынужденно стал уводить бомбардировщик на второй круг. На развороте огромная махина потеряла скорость, сорвалась в штопор и разбилась.
– Из установленных 218 членов так называемого летно-подъемного состава, погибших и похороненных в Татарстане, 40 человек до сих пор значатся по документам Центрального архива Министерства обороны России пропавшими без вести, а 60 вообще не учтены в Обобщенном банке данных «Мемориал» военного ведомства, – констатирует горькие факты исследователь. – Мы еще не знаем фамилий и имен погибших в 1942 году летчиков, захороненных на старом кладбище в городе Бугульме, на их могилах до сих пор высечены слова «Неизвестный летчик».
Илья Прокофьев, а также Сергей Садовников, Михаил Быков, Ирина Филатова и многие другие его единомышленники проделали огромную работу. Кто-то корпел в архивах, кто-то выезжал в поисковые разведки, опрашивал очевидцев…
В процессе написания книги всплывали самые разные подробности. Зачастую – весьма печальные. Так, пермский авиатор Владимир Дмитриев скончался в возрасте всего 20 лет, причем причину смерти установить не удалось. А младший сержант Анатолий Горбунов в июне 1944-го прыгнул с парашютом, отделившись от самолета У-2, а дальше, по версии специалистов, потерял сознание и не сумел раскрыть купол. При этом, по архивным данным, этот военнослужащий почему-то числится пропавшим без вести в… августе 1943 года!
Автор книги признается: его исследование – только начало большого пути по изучению авиационной военной истории Татарстана времен Великой Отечественной. Так что тех, кому небезынтересно прошлое страны, наверняка ждет еще масса открытий.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Киреевцы привыкают к цивилизации
21 января, 21:13
Город инженеров
21 января, 20:30
Безопасность требует конкретных действий
21 января, 20:29
Как будут строить и ремонтировать?
21 января, 20:27