Общество

09:00, 25 июля 2014

Первая мировая подзабытая

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Все фото на сайте tnews.tula.net

«Последняя война Российской империи. Тульский край в период Первой мировой войны 1914–1918 годов». Выставка под таким названием откры­лась в здании областного крае­ведческого музея – и сразу же привлекла повышенное внимание посетителей.
«Самоварная» граната
Дело в том, что ее организаторы представили массу уникальных и, в общем-то, неизвестных широкой публике предметов, которые долгое время хранились в домашних архивах или же были недавно приобретены на зарубежных интернет-аукционах. Иные вещи впервые увидели и маститые историки.
Среди раритетов – наградной документ к германскому Железному кресту второго класса, которым в далеком сентябре 1918-го был удостоен некий Йозеф Баур. Музейщики признаются: иные посетители даже ворчат, увидев за витриной подобные «трофеи», – мол, к чему показывать то, что принадлежало врагу? Краеведам приходится терпеливо объяснять: на то и сформирована экспозиция, чтобы наглядно продемонстрировать все стороны, участвовавшие в Первой мировой. Ведь русским солдатам пришлось столкнуться не с «инопланетянами», а с реальным противником, который имел свои награды, форму, оружие…
Кстати, какого только оружия не представлено в залах: и штыки, и винтовки, и пулеметы, и пистолеты. Есть даже редчайший кортик образца 1914 года, который вручался за храбрость русским офицерам-авиаторам. Тут же – фотография бравого усача – председателя Богородицкой земской уездной управы Льва Бобринского, сидящего в кабине аэроплана в летном костюме и шлеме. Известно, что наш земляк в 1916-м служил адъютантом военного губернатора Галиции.
– Обратите внимание на другой нечастый экспонат – ручную гранату системы Рдултовского, которую выпускала тульская самоварная фабрика  Капырзиных, – рассказывает директор музея военной истории тульского края Ирина Авдюшкина, принимавшая участие в создании выставки. – Это производство получило астрономический заказ на изготовление двух миллионов корпусов для этого боеприпаса, а также 500 тысяч жестяных респираторных коробок для противогазов. В Государственном архиве Тульской области мы обнаружили множество документов о работе местной оборонки в тот весьма непростой для России период истории и использовали их при формировании выставки.
Дамский комитет и фуфайки
По словам Ирины Николаевны, историки в поисках старых документов о жизни губернии в 1914–1918 годах пересмотрели в ста фондах около тысячи  различных дел. Обнаружили в папках и фотографии Николая II, побывавшего в Туле во время войны, и телеграмму о начале мобилизации, и сведения о так называемом Дамском комитете Всероссийского союза городов. Его представительницы, в частности, занимались пошивом фуфаек, кальсон, рубашек, портянок, перчаток для бойцов, а также сбором пожертвований.
– Когда мы решили открыть эту выставку, то бросили клич по всем районным музеям поискать в своих запасниках вещи, связанные с Первой мировой, – продолжает наша собеседница. – Понимали, что на периферии найдется всего один-пять предметов. В одном музее из такого «богатства» экспозицию не сформируешь. А вот если все это отвезти в Тулу и разместить в залах краеведческого, то будет уже совсем другая картина. Так и вышло. В итоге поделились предметами не только музейщики, но и простые туляки, а также коллекционеры и реконструкторы.
Так, Олег Лукьянов из клуба «72-й Тульский пехотный полк» принес старую карту «Великая европейская война», которую нашел на чердаке. Вначале она чуть ли не рассыпалась в руках, а потом специалисты ее аккуратно развернули, распрямили – и сейчас она смотрится довольно бодро, несмотря на преклонный возраст. А Елена Королева передала из личного архива документы и снимки своего деда Шевкова, уроженца Богородицкого уезда, который в ходе боевых действий попал в плен. Будучи в неволе, он присылал на родину письма, в которых просил родственников «присылать ему как можно чаще черных сухарей». Сберегла женщина и квитанции об отправке в Германию посылок и денежных переводов для пленника.
Еще изучать и изучать
– А бывает, что кто-то из туляков приносит фотографию из домашнего архива и говорит: «А вот снимок, на котором запечатлен какой-то наш воевавший родственник, но ни имени, ни фамилии его уже никто не помнит», – рассказывает Ирина Авдюшкина. – Поэтому не случайно Первую мировую сейчас часто называют забытой войной. Ее нам еще изучать и изучать. Например, кто сейчас из простых туляков вспомнит, где размещались лазареты?
Музейщики уже отправили в министерство культуры  список зданий, где  находились госпитали – с тем чтобы открыть на фасадах мемориальные доски. В перспективе таковые могут появиться на зданиях нынешнего Музея самоваров в Туле, Дворянского собрания, пушкинского лицея, на частных домах. Известно, что только в декабре 1914 года в Тульской губернии было открыто 68 общеземских лазаретов на 2623 койки – они действовали в Богородицком, Алексинском, Епифанском, Крапивенском, Веневском и в других уездах. Обнаружили исследователи и другие «медицинские» сведения – в частности, о судьбе Александры Глаголевой-Аркадьевой, родившейся в селе Товарково Богородицкого уезда. Эта женщина работала в госпитале в Москве. И в 1916 году изобрела прибор для точного определения положения пуль и осколков в теле раненых воинов.
– Мы понимаем, что выставка поработает энное время, а потом ей на смену придут другие. Но ведь историю же нужно сохранять для потомков. Потому все экспонаты, а также наиболее любопытную информацию включим в книгу и попытаемся издать ее уже в этом году. Сборник должен получиться страниц на 250, – улыбнулась Ирина Авдюшкина.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий