Общество

09:00, 11 октября 2013

Первый наместник изменил Тулу до неузнаваемости

Кто они – люди, управлявшие нашей областью десятки и даже сотни лет назад? Чем они успели прославиться? Ищем ответы на эти и другие вопросы вместе с авторами недавно вышедшей книги «Тульские губернаторы». Мы проследим за судьбами руководителей региона, как бы ни назывались их должности, от 1777 года и до наших дней. Первым стал генерал-поручик Михаил Кречетников, продержавшийся на высоком посту 16 лет.

С поля боя – в кабинет

Михаил Никитич взял на себя ответственность за свежеучрежденную Тульскую губернию в возрасте 47 лет. К тому моменту он был уже известен как успешный военачальник. Впрочем, обо всем по порядку.
Будущий губернатор родился в 1729 году в семье Екатерины Собакиной и Никиты Кречетникова. Оба его родителя были потомственными дворянами, имели деньги и связи, чтобы вывести Мишу и его брата Петю в люди. Условия для старта были хороши, но главное, что дети смогли ими верно воспользоваться.
Первой ступенью карьерной лестницы стал Сухопутный кадетский корпус, куда маменька и папенька отправили обоих мальчишек. Михаил, без труда отучившись в учреждении, отправился на военную службу и скоро применил знания на практике – с 1756 по 1763 год он участвовал в Семилетней войне, затем в 1769 году принял участие в турецкой кампании. В 1770 году Кречетников уже в звании генерал-майора отличился в Кагульском сражении, за что получил первый орден – Святой Анны.
В 1772 году Кречетникову представилась возможность показать себя на гражданском поприще – его рекомендовали на должность наместника новой российской губернии – Псковской. Наш герой быстро сориентировался и энергично приступил к делам. 
В Петербурге его заслуги отмечали высоко. Через два года его назначили главой только что образованной Тверской губернии, еще через год – главой Тульской и Калужской губерний.

Пришел, увидел, открыл

Первая задача, которая стояла перед Кречетниковым, – «открыть» губернии, сначала Калужскую, потом Тульскую. Но открыть – это не значит приехать и торжественно перерезать красную ленточку. От генерал-губернатора требовалось найти достойных кандидатов на руководящие должности на местах, организовать выборы уездных судей, городских глав, членов магистратов и так далее. 
Вплотную нашей областью чиновник занялся весной 1777 года. Тогда он объехал все земли, чтобы познакомиться с местными дворянами и узнать о состоянии дел.
Примечательно, что местные чиновники, как и сейчас, губернатора встречали на границе волости, по приглашению садились в его карету и по дороге докладывали об обстановке. Кречетников стремился лично во всем убедиться и нередко отправлялся в пеший обход.
Также он приступил к выполнению указов Екатерины II, которые предусматривали межевание территории, принятие дел от учреждений Тульской провинции. Одновременно с этим шло масштабное строительство. Самым ярким и необычным объектом стал деревянный театр, о котором раньше и речи не шло.
Церемония «открытия» губернии собрала более 500 дворян, была очень пышной, а завершилась фейерверком, которого ранее здесь никогда не видели.
Потом основную часть времени Кречетников проводил в Калуге, но при этом он регулярно наведывался в Тулу, старался лично участвовать в решении всех важных вопросов, а в острых ситуациях переводил подведомственную территорию в режим ручного управления.
Он, как и раньше, смело брался за решение новых задач. Так, одним из первых руководителей российских губерний предоставил Екатерине II проектные планы городов, содержащих схемы регулярной застройки с новыми улицами и местами под казенные здания, жилые дома, торговые лавки и так далее. И через несколько лет населенные пункты приобрели совершенно иной вид.
Особое беспокойство вызывал Тульский оружейный завод, который, по мнению генерал-губернатора, вел производство, не учитывая потребности армии, да и в целом распоряжался средствами неэффективно. Чтобы поправить дело, он отдал завод в подчинение казенной палате, что не дало результата.
В целом Кречетникова считали одним из лучших генерал-губернаторов, хотя здесь были и свои нюансы...

В кругу мужей фавориток

Блестящий генерал-губер­натор, изменивший Тулу до неузнаваемости (в хорошем смысле слова), заслуженно ходивший в любимчиках и у Екатерины Великой, и у ее фаворита графа Орлова, сам имел «маленькие слабости». Во-первых, он откровенно любил роскошь, хотя кто из дворян ее не любил? Во-вторых, следил за модой и старался выглядеть моложе своих лет, что иногда смотрелось странно. Так, современники писали, что он «был деятелен, храбр, трудолюбив, бескорыстен, но слишком любил прекрасный пол, отличался щегольским нарядом, даже в летах престарелых носил шелковые чулки, башмаки с красными каблуками, белые перчатки». И конечно, ухлестывал за молодыми тулячками.
Одной из фавориток Кречетникова была Наталья Бунина – дочь белевского городничего и сводная сестра великого русского поэта Василия Жуковского. Знакомство произошло почти случайно. Однажды губернатор приехал к чиновнику в дом, где и увидел впервые его юную дочь – удивительную красавицу. 
Плод возникшей любовной связи не заставил себя ждать – через положеннный срок Наталья родила девочку. Чтобы как-то скрыть позор, младенца убрали с глаз долой – отправили на воспитание в деревню. Ни отцу, ни тем более своей сумасшедшей матери Бунина не рассказала, от кого ребенок. Только забеременев во второй раз, призналась, что аист, приносящий радость в дом, – это руководитель губернии. Родня немедленно заставила Наталью выйти замуж за Николая Вельяминова, а старшую дочку вернули из «ссылки».
Роман между женатым генерал-губернатором и его замужней возлюбленной не прекратилась. Более того, отец Буниной и ее супруг, по-видимому, расслабились и старались получать удовольствие: Кречетников способствовал продвижению мужчин по службе, они закрывали глаза на адюльтер. Сама фаворитка тоже времени зря не теряла и старалась влиять на решения, принимаемые слугой государевым. Интересно, что рогоносец и виновник появления рогов настолько сблизились, что даже после смерти Натальи (она не перенесла очередных родов) Вельяминов был назначен вице-губернатором.
Кстати, у Кречетникова были и другие фаворитки, и их родню он тоже пристраивал на неплохие должности. К примеру, муж еще одной любовницы, господин Давыдов, служил директором экономии в Тульской казенной палате. Ну как служил... Попутно он тратил десятки тысяч бюджетных рублей по собственному усмотрению. Проворовавшегося чиновника за руку поймал тот самый Вельяминов. Сложилась щекотливая ситуация, когда муж одной фаворитки вел расследование в отношение мужа другой. Впрочем, закончилось все скоро: Давыдова Кречетников немедленно отстранил от дел, а через некоторое время решил проверить самого Вельяминова на вшивость. Последний проверки не прошел и тоже попрощался с госслужбой, да еще был принужден выплатить огромный штраф, который чуть было не разорил его полностью.
Генерал-губернатор оставался наместником до января 1793 года. Тогда он уехал на войну с Польшей в Малороссию, где и умер через четыре месяца.

Ирина МИХЕЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий