Общество

09:00, 27 сентября 2013

Питие, не совместимое с жизнью

Каждый имеющий потребность поутру опохмелиться знает, что в Тульской области это не так просто. Региональный рынок торговли спиртным изрядно «подсушили», приняв более жесткие по сравнению с федеральными ограничения продажи алкоголя. Так что, если с вечера не оставишь себе ничего, чтобы утром «поправиться», придется ждать до двух часов дня, а в выходные и праздники – до двенадцати… Только с этого времени у среднестатистического пьяницы начинается теперь и жизнь и закуска…

С 1 июня, когда невозможность пропустить стаканчик с самого утра вдруг стала для всех очевидной, мнения об отдаленных последствиях этого явления разделились. Далеко не самая спившаяся часть населения – журналисты, блогеры, «сидельцы» социальных сетей – пару недель исходили ядом, предрекая, что ограничения вызовут реакцию от обратного: активизацию ночных шинков, торгующих паленой водкой, рост числа отравлений суррогатным алкоголем, ускорение темпа деградации населения, увеличение пороков внутриутробного развития в популяции и т. д. Сплошной скепсис лучше всего выражался формулой «свинья грязи найдет».
Однако наркологи, психологи, сотрудники Роспотребнадзора, органов внутренних дел, специалисты по медицинской профилактике с таким мнением были совсем не согласны. Они утверждали, что времена политуры, денатурата, тормозных жидкостей и стекло­очистителей давно закончились. В наши дни умирают не от отравлений суррогатным алкоголем, а от обычных опоев. И ночные шинки продают не паленую, а обычную заводскую неучтенную – ворованную водку. Уменьшение времени розничной продажи алкоголя не способно вернуть на рынок суррогаты. А вот уберечь кого-то от последней, ставшей смертельной стопки наверняка сможет.
Несколько дней назад Территориальное управление Роспотребнадзора опубликовало промежуточные, за восемь месяцев, данные, способные пролить свет на то, как же аукнулись для пьющего населения региональные строгости торговли спиртным.
Итак, по данным токсикологического мониторинга, с января по август 2013 года число отравлений спиртосодержащей продукцией составило 537 случаев. Из числа всех отравившихся 285 человек умерли, то есть чуть больше половины. Тут сразу надо сказать, что число летальных исходов в общем числе отравлений уже несколько лет составляет именно такую часть – 50 процентов плюс несколько случаев. В предыдущем году спиртным отравились 1029 туляков, каждый второй из них умер.
Структура отравлений на сегодняшний день выглядит следующим образом: этилового спирта перебрали 89 процентов пострадавших, метанола – 3,3 процента, вместо алкоголя принимали его суррогаты – 6,3 процента, и совсем мизер составляют неуточненные спирты. То есть в подавляющем большинстве случаев – до 90 процентов – причиной смерти людей как всегда было избыточное, не совместимое с жизнью употребление именно качественного, магазинного алкоголя. Жертв паленой водки больше не стало, во всяком случае, рост их пока что статистически не выявлен.
Приведенные данные позволяют сделать прикидку, пусть и грубую, – сколько же отравлений спиртосодержащей продукцией насчитают в области по итогам года. Простой расчет (537 поделить на восемь месяцев и умножить на 12) позволяет надеяться на 804 случая – это как минимум на 200 случаев меньше, чем в прошлом году!
Но на этой обнадеживающей статистике позитив, увы, заканчивается. Потому что именно в 2013 году совершенно неожиданно, на несколько порядков, возросло число случаев отравлений алкогольной продукцией… среди детей. Если за девять месяцев прошлого года в больницы в тяжелом состоянии поступили трое детишек до шести лет, то в этом году – шестеро, притом что самым младшим из «выпивох» было по полгода от роду. Налить себе самостоятельно они не могли просто по определению, а это значит, заботливые взрослые добавляли им водку прямо в бутылку с соской. А если младенцу не нравился вкус получившегося пойла, водкой смачивали тряпочку и клали крикуну на родничок: спирты, просачиваясь сквозь тонкую кожицу, попадали грудничку прямо в мозг, и он тут же переставал плакать…
Школьники тоже стали травиться чаще. Так, в 2012 году в регионе было зарегистрировано 13 случаев отравлений тинейджеров алкоголем, а в этом – уже 27! Больше всего детей пострадало в областном центре – 10 человек, по трое – в Узловой, Ефремове, Кимовске.
Не секрет, что самым опасным с точки зрения привыкания к алкоголю является именно подростковый возраст. Социологические исследования, которые несколько лет подряд проводил Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр, не оставляют иллюзий: 90 процентов тинейджеров успели познакомиться с алкоголем, а 15 процентов употребляют его вполне регулярно – как минимум раз в неделю. Хуже всего, что делают они это не тайно, в качестве исключения, а вполне легально – в присутствии родителей, за одним с ними столом…
Дети не являются тем массово злоупотребляющим населением, в отношении которого могут иметь смысл такие меры, как ограничение времени отпуска спиртного в магазинах. Тут проблема сложнее, системнее. Корень ее – в нас, взрослых, в системе приоритетов всего общества. А по этому поводу главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко в интервью популярному еженедельнику как-то заметил: «Других духовных ценностей, кроме употребления алкоголя, у нас маловато…»
Екатерина ГАРБУЗОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему