Общество

09:00, 24 июля 2015

Пломбир для фотокора

«В нынешних условиях перехода к рынку выигрывает тот, кто бережливо и расчетливо тратит свои деньги», – констатировал 24 года назад, в июле 1991-го, экономический обозреватель «Тульских известий» Александр Белов. И тут же добавлял, что американский рабочий за месяц получает столько, сколько нашему не заработать и за полгода.

Учить «дорогих россиян» правильно тратить и правильно вкладывать тогда было излюбленным занятием для прессы. Финансовые ликбезы постоянно шли на телевидении: судя по опубликованной в «ТИ» программе ТВ, в один день шли программы «Мир денег Адама Смита», «Завтрак для бизнесмена» и «Телебиржа». Одна беда – денег у населения было крайне мало. Так, по опросу, который проводила наша газета, ценами на обувь и одежду в июле 91-го были довольны лишь 2,3 и 2,5 процента жителей области соответственно. Более-менее демократичными выглядели цены на хлеб, со стоимостью которого были готовы смириться 61,4 процента.
Впрочем, хлеб в ту пору становился не только доступным продуктом, но и альтернативной валютой – например, в булочных Новомосковска, где порой не хватало мелочи. «Первыми выход нашли работники хлебных магазинов. На сдачу здесь выдается кусочек ржаного хлеба. Цена каждого – 20 копеек. Часто кусочки эти съедаются покупателями по дороге из магазина: кушать-то всегда хочется, зато буханки домой приносят ненадкусанными», – писал собкор «ТИ». И тут же то ли с горечью, то ли с иронией предлагал: мол, было бы хорошо, если бы на сдачу давали не только хлеб. «Были спички, но теперь и они у нас больше руб­ля. Может, по одному печеньицу или по ложке творога «сдавать»? Съедать будем, не отходя от кассы, по причине хорошего аппетита», – отмечал он.
Цены в начале 90-х на территории Тульской области демонстрировали изрядный разброс. Например, ровно 23 года назад килограмм говядины в Новомосковске стоил 140 рублей, тогда как в Ефремове – только 70. Молоко и творог в одном районе стоили по цене и вовсе в четыре раза выше, чем в другом. Некоторых товаров вообще не продавали: так, найти растительное масло на одной из недель можно было только в Щекине. Сравнивали стоимость продуктов и с другими областями. «Чай выгоднее всего покупать в Калуге, а сахар к нему – в Липецке», – рассказывали «ТИ». А вот калужане и липчане могли ездить в Тулу за сравнительно дешевыми постным маслом и солью.
На этом фоне жутко повезло фотокору нашей газеты Виталию Маслову. Жарким июльским днем 1992 года он, прошагав по всему проспекту Ленина, был обескуражен тем, что нигде не продают мороженого. С журналистской настырностью Маслов отправился в цех «Росмясомолторга», где делали холодное лакомство. Там он выяснил, что и продукции теперь выпускают в два раза меньше, и наименований осталось всего пять – ароматическое, молочное, сливочное, крем-брюле и пломбир. В результате получился небольшой, но вполне первополосный материал про тяжелые для отрасли времена. Нелишне отметить, что Виталия Петровича накормили-таки мороженым бесплатно, прямо с конвейера: и людям информацию сообщил, и гонорар за снимки получил, и до цели добрался. Чем не профессионализм?
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему