Общество

10:00, 02 ноября 2018

Площадь Ленина, Золотухин, макулатура

Андрей ЖИЗЛОВ
Сергей МИТРОФАНОВ

Новая площадь, новый Ленин
В 1983 году завершилась реконструкция центра Тулы: на месте старых домов, находившихся в начале проспекта Ленина, появилась площадь, тоже названная в честь вождя, а также новое административное здание Дома Советов, получившее народное название «белый дом».
До этого времени местом, где проводились демонстрации и другие идеологические мероприятия, была довольно тесная площадь Восстания, на которой стоял памятник Ленину. Теперь же Тула обрела просторную, полноценную площадь. Разработку проекта начинал туляк, выдающийся советский архитектор Борис Мезенцев, а после его кончины дело продолжили сотрудники названного его именем института.
Нынешняя площадь Ленина отличается от первоначального проекта: по словам историка ­Сергея Гусева, «белый дом» изначально планировался в четырнадцать этажей, однако потом решили, что это чересчур. На углу проспекта Ленина и Советской, где сейчас находится магазин «Парадиз», предполагали возвести 28-этажную гостиницу – самое высокое здание в Туле. Окончательно площадь оформилась 5 ноября 1983 года – в этот день здесь открыли восьмиметровый памятник Ленину.
Увы, жертвами большого строительства стали кварталы старинных зданий центра Тулы. Среди них – дом XVIII века на месте нынешнего «Гостиного двора», дом купца Ермолаева-Зверева на пересечении с Менделеевской, который не пожалели, даже несмотря на то что здесь размещался музей оружия и работал партийный деятель Григорий Каминский.

Дед «Арсенала»
В 1983 году состоялось эпохальное назначение в тульской футбольной команде мастеров ТОЗ: ее старшим тренером стал опытный Иван Золотухин. Он обладал не только талантом наставника, но и организаторским напором. К моменту его прихода главная команда Тулы уже больше десяти лет обреталась ближе ко дну таблицы второй лиги. Золотухин сумел найти подход к игрокам, внушить им уверенность в себе и собственных силах и, обойдясь без больших изменений в составе, поднял команду на верхние строчки: если в 1983-м ТОЗ финишировал на 11-м месте, то годом позже он уже третий, в 85-м четвертый, а в 86-м и вовсе второй. Примечательно, что опирался Золотухин на местные кадры: среди звезд той команды – Павел Шишкин, Анатолий Семенов, Юрий Черьевский, Владимир Прохоров, Александр Мазалов, Александр Чимбирев, Валерий Клейменов. Ветераны вспоминают: предсезонные сборы у Деда, как называли Золотухина, были тяжелейшими, нагрузки доводили до рвоты. Но в ходе сезона, когда соперники сдавали, туляки летали по полю.
Кстати, по настоянию Золотухина тульская команда перед началом сезона-84 обрела новое, ныне знакомое всем название «Арсенал». Вообще Иван Васильевич был творческой личностью: по его настоянию футболисты регулярно меняли номера, чтобы запутать соперника, – тогда информации было мало, и сведения о позициях и тактике черпали из газет и программок. За игрой он наблюдал не с тренерской скамейки, а стоя в проходе западной трибуны.
Золотухин нацеливался вывести «Арсенал» в первую лигу, однако в 1986-м в Тульской области сменилась власть, и Иван Васильевич почувствовал, что большой футбол ей не нужен. Он покинул команду в 1987 году. А в 91-м, за год до смерти, выиграл вторую лигу с шестой командой в карьере – казанским «Рубином».

Кто последний за Сименоном?
Как в Щекине проходит прием от населения макулатуры в обмен на абонементы, дающие право приобрести «Сказки братьев Гримм», «Повести и рассказы» Ивана Бунина, «Княжну Тараканову» Григория Данилевского, «Похитителей бриллиантов» Луи Буссенара, детективы Жоржа Сименона и другие желанные остродефицитные книги? Осветить эту весьма актуальную для 1983 года тему журналистов районной газеты «Знамя коммунизма» попросили читатели. И вот что выяснилось. Чтобы записаться на получение книг того же Сименона, люди выстраивались в очередь у павильона на январском холоде глубокой ночью и вели запись, кому получать первым! Только по состоянию на четыре часа ночи за детективами записался уже 81 человек, а к шести часам число очередников подошло к 200. «Огорчает, что книг хороших не хватает, что порой любовь к книге вызывает нездоровый ажиотаж», – сетовали газетчики в материале на целую полосу под названием «Макулатурные страсти». А врач Чебуркин тем временем прислал в «Знаменку» гневное письмо о работе пункта приема макулатуры возле щекинского рынка: «У меня, старого книжника, просто слов не хватило от возмущения, когда я увидел, что сдано в обмен на макулатурный абонемент! Учебники летят целыми пачками. Сдавать полные комплекты художественных журналов – это же варварство! Видел своими глазами, как грузили годовые комплекты за несколько лет «Иностранной литературы», «Юности», «Урала». Опомнитесь, граждане, что вы делаете?! Берегите свои журналы! Будьте рассудительны!»

Расследование Дориана Романова
В 1983-м директор Яснополянской средней школы им. Л. Н. Толстого Дориан Романов сообщил общественности о том, что он стал обладателем реликвии, связанной с событиями еще наполеоновского периода. Педагог как-то выудил в букинистическом магазине Тулы книгу «История Иоахима Мюрата, зятя Наполеона, бывшего короля Неаполитанского», изданную в 1830 году. В ней автор, в частности, рассуждал о «генерале Морозе».
«На одной из страниц, где повествуется, как «сами стихии объединились с русскими против французов», имеется надпись выгоревшими от времени чернилами. А написано вот что: «Неправда. Я имел честь служить в эту военную эпоху, был во всех сражениях 1812, 1813, 1814 годов и сделал всю кампанию, не имея даже ваточной шинели при слабом здоровье моем. Я. Потемкин», – писал щекинский краевед о своей находке. Наш земляк после этого обратился в Питер к научным сотрудникам Эрмитажа, и те установили: надпись в старинной книге оставил генерал-лейтенант Яков Алексеевич Потемкин. «Свидетельство Потемкина приобретает тем больший интерес, что в 1812 году в России еще не велись систематические метеорологические наблюдения», – радовался Дориан Михайлович. Но на этом пытливый исследователь не успокоился, а продолжил свои изыскания: а как герой войн с наполеоновской Францией связан с Тульской областью? Краевед еще раз осмотрел свою покупку и увидал на внутренней стороне обложки другую надпись: «Из книг А. Потемкина».
«Выходит, что генерал сделал запись в книге, принадлежавшей его родственнику. Не отцу ли? – задался вопросом Романов на странице все той же газеты «Знамя коммунизма» и сам же дал на него ответ. – Так оно и оказалось. По документам переписи 1811 года, хранящимся в Тульском областном архиве, выяснилось, что А. М. Потемкин – отец героя – проживал в селе Потемкино (Покровское) Крапивенского уезда. Так что не случайно в тульском букинистическом магазине оказалась книга, взятая теперь на учет как исторический памятник». Кстати, Романов не первый раз сталкивался с вещами, имеющими отношение к событиям Отечественной войны. Так, в 1982-м он в библиотеке Тульского архива заказал атлас, на котором увидел надпись: «Этот Атлас забыт французским маршалом Неем в Москве в 1812 г., где он квартировал на Большой Серпуховской улице в доме, принадлежавшем Беклемишевым».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему