Общество

13:58, 23 октября 2012

По рельсам учебы до станции «Мастерство»

«Среднее и особенно начальное профессиональное образование неэффективно. Его выпускники невостребованны. Систему срочно надо менять». Такие речи сейчас слышишь даже из уст президента. На их фоне узловский профессиональный лицей № 31 выглядит счастливым исключением. Девяностолетний «ветеран» отрасли, он чувствует себя прекрасно и не страдает от старческих хворей. Долголетие ему дарит железная дорога.
20 тысяч рабочих
В 1922 году был издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О восстановлении железнодорожного транспорта после Гражданской войны». Фабрично-заводские училища открывались по всей стране. Одно из них возникло в Узловой. Тогда оно помещалось прямо на территории вагонного депо. Впрочем, даже сейчас здание лицея расположено от «родителя» всего в каком-то километре.
Сложно себе представить, но число выпускников учебного заведения уже перевалило за 20 тысяч. Они трудились на стальных магистралях в предвоенные годы, уходили в 1941-м на фронт, строили БАМ, занимались электрификацией железных дорог. За это железная дорога отплатила узловскому лицею стабильностью в сегодняшние сложные времена: школьники стремятся сюда, потому что уверены в трудоустройстве.
Сколько стоит машинист?
– У нас учатся не только ребята из Узловой, – говорит директор лицея Александр Костин. – Приезжают из Донского, Новомосковска, Ефремова, Черни, Алексина, даже из Орловской области. Как правило, они уже на последнем курсе знают, куда пойдут работать. Чаще всего трудоустраиваем их на предприятия МЖД тульского региона – у нас есть негласные договоренности с отделами кадров. Вот, например, весной был большой набор помощников машинистов, и мы, конечно, помогли ребятам получить работу. 
В профлицее № 31 создан специальный центр содействия трудоустройству выпускников. За многие годы взаимодействие лицея с РЖД отлажено как часы, так что новоиспеченные машинисты, слесари по ремонту подвижного состава, электромонтеры, дежурные по станции знают, что не окажутся просто-напросто на улице и что им не придется жить на копейки.
– Машинист, допустим, получает около 30 тысяч рублей, помощнику машиниста сразу ставят оклад в 25 тысяч, – как о само собой разумеющемся говорит Александр Костин. – В других сферах молодым специалистам остается только мечтать о таких заработках.
Этика
первым уроком

Важен ли внутренний мир будущего железнодорожника? В профлицее, не колеблясь, ответят «да». Есть традиционные формы внеучебной деятельности: спортивные и художественные секции, участие в областных конкурсах. Но в этом году лицей начал еще и настоящий воспитательный эксперимент.
– Раньше такие курсы, как психология, этика, введение в профессию, толерантность, шли во второй половине дня как дополнительные занятия, а теперь мы их поставили первыми уроками, – рассказывает Костин.– Знаете, важно, конечно, сформировать грамотного рабочего, но еще важнее – нормального человека, личность. Если он каких-то мелочей недоучит здесь, то, придя на производство, наверстает.
Впрочем, наверстать можно уже на учебной практике. Молодые люди работают в ремонтном и эксплуатационном локомотивных депо, а будущие машинисты совершают не менее шести поездок под присмотром инструктора.
Требования времени
Профессиональный лицей № 31 входит в число «Ведущих образовательных учреждений России» и «100 лучших образовательных учреждений системы НПО России». Кроме того, в нашей области он один из немногих учреждений начального профобразования, которые готовятся к переходу в новый статус – колледжа или техникума. Это требование времени, а точнее – нового Закона «Об образовании», где сказано об упразднении начального профобразования как отдельной ступени. Узловчане решили не ждать перемен сверху, а начать процесс самостоятельно.
Несмотря на все эти достижения, в лицее не отрицают и недостатков. Да, в распоряжении учащихся 18 специализированных классов и лабораторий, в том числе лучший в области кабинет «Устройство и ремонт тепловоза». Да, учебное оборудование позволяет в дальнейшем без проблем работать на современном железнодорожном транспорте, пусть и после некоторой адаптации. Но есть мечта, пока неосуществимая, о компьютеризированных образцах, как, например, на Детской железной дороге в Новомосковске.
Еще одно большое желание руководства профлицея – привлечь молодые кадры. Со своими задачами железнодорожники, ставшие наставниками, справляются отлично. Но вот кто придет им на смену через несколько лет? Однако решить проблему нехватки молодежи сложно, в первую очередь – из-за зарплаты...
Поезда
у нас в крови

Занятие у первокурсников – будущих машинистов. В учебном кабинете – одни мальчишки. Они, завидев незнакомых посетителей, весело вскакивают с мест, приветствуют.
Некоторые из них – представители «железнодорожных» династий. Например, Михаил Панарин:
– А я с пяти лет с отцом в кабине ездил – он у меня машинист. И дядя – тоже. Учились в этом же лицее. Так что, когда я сюда решил поступить, они мой выбор одобрили. Ответственность? Я ее не боюсь – думаю, смогу нормально выучиться, стать профессионалом.
 Татьяна МОТОРИНА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ   
Более подробную информацию о профессиональном лицее № 31 можно получить на сайте proflicei31.ru и по телефону (487-31) 6-39-77.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Люди на дороге

18 октября, 20:54

Ищу тебя… работа

17 октября, 21:10

На старт… ап!

16 октября, 20:03

Шанс для отверженных

16 октября, 20:02