Общество

09:00, 09 января 2015

По стопам Нестора Петровича

По стопам  Нестора Петровича
Татьяна МОТОРИНА

Главный герой хрестоматийного фильма «Большая перемена» и не собирался работать в вечерней школе – в его мечтах были аспирантура, занятия наукой. Но часто все складывается совсем не так, как мы загадываем. И иногда бывает, что нам это только на пользу… Для тех, кто, как Нестор Петрович, решил попытать счастья в педагогике, но не знает, как к этому подступиться, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого в порядке эксперимента разрабатывает интереснейшую учебную программу.

Федеральное поручение
Летом 2014 года Министерство образования и науки РФ объявило о начале масштабного эксперимента по модернизации педагогического образования. Одна из множества задач, которые хочет решить Минобрнауки, – обес­печить более простой «вход» в учительскую профессию, с одной стороны, для специалистов, чья деятельность с преподаванием не связана, с другой – для студентов любых специальностей, которые спустя два-три года учебы в вузе поняли, что их призвание – работа с детьми. Как им всем помочь? Вопрос не из легких. Именно на него должен ответить ТГПУ имени Л. Н. Толстого.
– Мы стали одной из базовых площадок проведения этого эксперимента, – рассказывает проректор по учебно-методической работе ТГПУ, кандидат политических наук Светлана Краюшкина. –  Мы выступаем соисполнителями проекта вместе с одним из крупнейших вузов страны – МИСиС. Поучаствовать в апробации новой программы предложили студентам второго-третьего курсов непедагогических специальностей. Они получают фундаментальную подготовку по своему основному направлению, например, по химии, а в вариативную часть учебной программы включаются педагогические дисциплины, которые они осваивают в течение трех семестров. Что ребят ждет на выходе? Здесь возможны варианты. Либо эти дисциплины будут прописаны в их приложении к диплому, где указаны все предметы, которые изучил выпускник. Либо помимо диплома им выдадут еще один документ, подтверждающий квалификацию. Этот вопрос сейчас обсуждается, мы выскажем свои предложения, но решать будет, конечно, министерство.
В эксперименте участвуют свыше трехсот студентов, причем туляки предложили присоединиться к нему вузам, с которыми давно сотрудничают, – Орловский государственный университет и Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского. Первый из трех семестров уже позади.
Обоюдная мотивация
Простое соотношение чисел: будущие педагоги учатся четыре года, то есть восемь семестров, а участники апробации осваивают все те же премудрости за три семестра. Каких учителей мы получим в итоге? Светлана Краюшкина на это приводит собственные «арифметические» доводы:
– Вот смотрите: у любого студента в течение этих четырех лет есть 240 зачетных единиц, то есть примерно 60 на каждый год. Та программа, которую они изучают в рамках эксперимента, рассчитана на 60 зачетных единиц. Считайте, что у них целый год одних только педагогических дисциплин.
У преподавателей-практиков есть и другие весомые аргументы по этому поводу.
– Студенты сами выбрали эти предметы, а когда человек знает, зачем он что-то делает, то работает активно и может многое успеть, – уверена кандидат педагогических наук доцент кафедры психологии и педагогики профессионального образования Татьяна Куликова. – Мы, преподаватели, со своей стороны, меняем методику: уходим от лекционно-семинарской системы, используем больше интерактивных форм. Например, на занятиях проигрываем ситуации, которые могут возникнуть на уроке, работаем над голосом и темпом речи. Стараемся свести к минимуму теорию и дать максимум практических умений.
Лучший эффект в данном случае дает модульное обучение.
– Модуль интегрирует несколько дисциплин, которые изучаются в комплексе, так же формируются и знания, – поясняет Елена Белянкова, заведующая кафедрой правовых дисциплин вуза и практикующий школьный учитель. – Возьмем, например, тему «Педагогическое общение». Она многогранна, ее изучают и в курсе педагогики, и в курсе психологии. Зачем на одной дисциплине дублировать другую? В данном случае целесообразнее провести бинарное занятие, где два преподавателя представят тему с разных сторон, – у нас уже есть такой опыт. Да, разработать такое занятие – большой труд, но он того стоит.
Еще одно ноу-хау, которое придумали в ТГПУ, – интегрированные курсы методики. Зачем, решили специалисты, изучать отдельно методику преподавания трех предметов – истории, обществознания и права, ведь, по сути, она одна и та же с некоторыми особенностями. Так появилась «методика преподавания социально-экономических дисциплин».
Чувствуется, что преподавателям самим интересно. И если эксперимент признают успешным, то произойдет это благодаря двойной мотивации – тех, кто учится, и тех, кто учит.
Свежо предание…
– В идеале, по итогам апробации мы должны подготовить проект примерной общеобразовательной программы для всех вузов, – говорит Светлана Краюшкина. – Она будет насыщенной, но при этом предельно гибкой, такой, чтобы ее можно было встроить в учебный процесс любого вуза. И коллеги уже сейчас с большим вниманием следят за нашими разработками.
Речь идет о студентах, но эксперимент должен быть ориентирован также на взрослых сложившихся специалистов. По словам Краюшкиной, программа, над которой работает коллектив ТГПУ, будет пригодна и для проведения курсов повышения квалификации. Но таким «педагогическим неофитам» придется еще доказывать, что они профи в своей основной специальности, – сделать это они смогут на квалификационном экзамене. Впрочем, такой экзамен вскоре станут сдавать все, кто придет работать в учебные заведения, в том числе выпускники вузов. По сути, он станет лучшей проверкой для экспериментальной программы Тульского педагогического университета.
А теперь откроем один секрет: такого экзамена еще нет, и в школу может прийти работать любой талантливый энтузиаст, на усмотрение директора. Автор этих строк видела среди учителей, давно и успешно работающих, сотрудника районного суда, строителя, художника…Но, несмотря на то что двери школ открыты, очереди из желающих сменить специальность незаметно. Высокая ответственность, большая нагрузка, низкое вознаграждение – тот коктейль, который мало кто хочет пробовать.
Что до студентов, участвующих в эксперименте, то они действительно производят впечатление мотивированных граждан. Им нравятся психологическая диагностика и тимбилдинг, по душе занятия в форме игр и тренингов, но больше всего то, что, помимо своей основной специальности, они освоят еще одну. И так ли важно – какую?
– Разве плохо получить дополнение к диплому, да еще и бесплатно? – рассуждает студент третьего курса факультета математики, физики и информатики Алексей. – Сложно сказать, что будет, когда мы окончим вуз. Может быть, сразу не удастся устроиться, куда хочется. А так я для начала всегда смогу пойти работать в школу.
Вряд ли это «начало» продлится больше одного–двух лет… К счастью, встречаются у студентов и другие суждения.
– Когда нам объявили о таком эксперименте, то я с радостью согласилась участвовать – уже давно планировала получить второе образование по педагогической специальности, – говорит третьекурсница естественно-научного факультета Тамара. – Пробовала работать с детьми, например, в летних лагерях и поняла, что это мое. После вуза хотела бы стать учителем.
Когда мы спросили студентов, кто из них собирается последовать примеру Тамары, в группе из полутора десятка человек поднялась одна рука…  
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий