Победа – вклад каждого. Как туляки помогали стране летом 1941-го
- 10:41 21 марта 2023
Во все времена, когда Родине нужна была помощь, наших земляков не требовалось лишний раз просить – люди сами знали, где и как они смогут принести пользу.
Летом 1941-го, когда началась Великая Отечественная, люди часто не дожидались повесток, а сами шли в военкоматы. В Крапивенском районе явка на сборный пункт была стопроцентной. В Донском районе работник типографии Чеглаков подал заявление о приеме в ряды Красной Армии и отправке на передовую не один – а вместе с дочерью. А в Воловском районе в дни мобилизации явка военнообязанных на призывной пункт была не просто полной, а с превышением (в войска рвались и женщины) – поэтому даже появилась возможность отсеять часть многосемейных.
Все для фронта!
В Сталиногорске (нынешнем Новомосковске) сразу же заработал сборно-сдаточный пункт, куда пригнали для нужд фронта 267 автомобилей. В Епифанском районе для РККА сдавали повозки и лучших лошадей. А мужчины-сталиногорцы уходили не только на передовую – когда заговорили об организации рабочих батальонов по борьбе с воздушным десантом, уже 27 июня таковые были созданы на ГРЭС № 10, химкомбинате, шамотном заводе. Всего сформировали 11 батальонов (1179 человек). Домохозяйки пошли на предприятия вместо ушедших в армию мужей. Так, щекинская домохозяйка Сычева – жена крепильщика – организовала дюжину таких же домохозяек на очистку запесоченного угля и погрузку его в вагоны. Рабочие, инженерно-технические работники, служащие на предприятиях и в учреждениях стали трудиться по полторы, а то и по две смены. В Липицком районе представители Троицкого совхоза решили увеличить рабочий день на три часа. Были случаи, когда рабочие возвращались из отпусков на работу раньше срока. В Тульском районе колхозники выходили на работу рано утром, заканчивали ее поздно вечером, а потом еще в составе так называемых боевых дружин охраняли колхозное имущество и населенные пункты. В Епифанском районе женщины соглашались на тяжелую мужскую работу – например, пахать на плуге или что-то строить. 3 июля Тульский сельский район стал отправлять комсомольцев на спецзадание в прифронтовой полосе – рыть оборонительные сооружения: вместо 200 человек поехали 218. Тем временем Сталиногорскй горисполком направил 400 юных сталиногорцев поездами и машинами в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения): парни должны были обучиться профессиям и заменить ушедших воевать отцов и старших братьев.
А в Тульском сельском районе стали набирать женщин на курсы трактористов при МТС (машинно-тракторной станции) – в первые же дни освоить трактор решили больше трех десятков представительниц прекрасного пола. А все потому, что механизаторов призвали в армию – а кто-то же должен был в тылу убирать урожай. В Воловском районе также организовали краткосрочные курсы трактористов и комбайнеров, куда пошли главным образом девушки из девятых и десятых классов.
В Донском районе рабочие стали отказываться от выходных. Так, горняк шахты № 29 Образцов 28 июня трудился в выходной, при этом выполнил норму на 200%! В Щекинском районе коллектив горняков шахты № 18 боролся за добычу 1000 тонн угля в сутки и уже 29 июня выполнил задание на 167%. А больше угля – это значит, что больше паровозов доставят эшелонов с солдатами на фронт, а металлурги больше выплавят металла, который пойдет на изготовление танков, орудий, броневиков... А в Мордвесском районе росло число колхозов, где все до единого колхозники – от учащихся до стариков – работали на полях.
Встретим и разместим
А еще туляки принимали соотечественников, которые под ударами гитлеровцев вынуждены были оставить жилье. «Помощь эвакуируемому населению превратилась в народное дело не только Кимовского района, но и Епифанского, который горячо откликнулся и сейчас принимает активное участие в помощи эвакуируемому населению, – читаем в архивных документах. – Это мероприятие вызывает горячие симпатии со стороны эвакуированных. В данное время (июнь-июль 1941 г. – Прим. ред.) Кимовский район готовится к приему детей, уже распределены по колхозам, подготовлены продукты питания». В Серебряно-Прудском районе (тогда он входил в состав Тульской области) уже 30 июня была завершена работа по подготовке к приему беженцев: их были готовы разместить в пустовавших домах, избах-читальнях, красных уголках, школах; появились три эвакуационных пункта при станциях Серебряные Пруды, Узуново, Кораблевка; в каждый сельсовет выделили лошадей и повозки для перевозки приезжающих граждан. А Веневский район готов был встретить из мест боевых действий 4000 эвакуированных женщин и детей! «В городе многие заявляют, что они могут потесниться и пустить к себе в квартиры эвакуированных. Колхозники также выражают желание пустить эвакуированных к себе в дома. Сейчас ремонтируются пустующие хаты», – сказано в документах. В Одоевском районе летом 1941-го заговорили о выполнении обязательств перед государством по поставкам мяса, молока, кожи, яиц. Одоевцы решили: обязательства надо выполнить полностью и досрочно. Довольно быстро колхозы сдали положенное количество яиц, а планы по молоку даже перевыполнили. А еще люди сдавали деньги и ценности в фонд обороны – в частности, в Донском районе. По состоянию на 8 августа в отделение Госбанка и сберкассы поступило свыше 55 тысяч рублей. Сотрудник треста «Сталиногорскуголь» Ицков принес 50-граммовый золотой жетон, его сослуживец Ничволод пожертвовал серебряную иностранную монету, золотые зубы. Дончанин Зенякин сдал портсигар из серебра весом 350 г. А уборщица шахты № 17 Подковырова внесла в фонд обороны месячный заработок. Победа – это действительно вклад каждого.
Сергей МИТРОФАНОВ
Фото pobeda71.ru
На фото: Колхозники сельхозартели им. XVII партсъезда Ленинского района сдают хлеб и овощи в подарок Ленинграду (фото военной поры)