Общество

20:31, 18 февраля 2015

Победители по жизни

 Анастасия КАЛИНИНА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

В Ефремовский лицей вхожу с некоторым внутренним трепетом. Во-первых, потому что много слышала об этом учебном заведении – и в основном что-то невероятно сказочное, из разряда «такого не бывает, потому что не может быть никогда». Во-вторых, из-за моих сложных отношений с точными науками. «Ну что, Калинина, непонятно, но здорово?» – обычно говорил школьный физик, начертив на доске пиктограммы из стрелочек, кубиков, букв и точек и поймав мой абсолютно пустой взгляд.

Наука в чести

– Не переживайте, я интервью видел с одной знаменитой актрисой, – улыбнулся, узнав о моем слабом месте создатель лицея Александр Валентьев, – так вот она призналась: «Физика и химия? Я в школе их всегда путала!». Ну что поделаешь, звездой сцены или журналистом быть модно. А вот ученым, двигающим фундаментальную науку, – нет.
Эту фразу сейчас можно слышать часто. Жаловаться на непрестижность научной деятельности, грошовые зарплаты – почти хороший тон. Впрочем, Александр Федорович, как настоящий пассионарий, и не сетует вовсе. Просто спокойно констатирует факт, с которым он успешно борется без малого 40 лет. И, похоже, побеждает общероссийскую (а может даже, и мировую) негативную тенденцию. И пусть – всего лишь в одной отдельно взятой школе в небольшом городке. Зато убедительно!
– Тема моей кандидатской диссертации – «Формирование социальной позиции успешности выпускников образовательного учреждения провинциального города», – рассказывает Валентьев. – Посмотрите вокруг: Ефремов, небольшой населенный пункт. Здесь нет университетов и институтов, люди в основном рабочие. И дети – тоже простые. Это для ребенка академика с младых лет ясен жизненный путь: высшее образование, аспирантура, докторантура… А наши родители порой даже не знают, какие вузы существуют и каких специалистов они готовят. Поэтому очень важно – воспитать победителя, дать мальчишке или девчонке почувствовать вкус успеха, показать, что он может все.
Практические приемы и методы достижения цели, по сути, сочетающей в себе несочетаемое, группа энтузиастов разработала самостоятельно. Все началось с общегородского класса с углубленным изучением математики, который был создан на базе одной из ефремовских школ. Первые результаты оказались вдохновляющими – все выпускники поступили в престижные вузы, а затем начали строить впечатляющие карьеры. Так что на следующий набор в класс выстроилась очередь.
К 1998 году, когда под реализацию педагогических амбиций Александру Валентьеву и его уже сложившейся команде единомышленников выделили помещение в старом детском саду, система подготовки победителей была сформирована полностью.
Но удивительно не то, что в небольшом городке педагоги изобрели работающую систему выращивания ученых. А то, что этой идее дали добро. И в ситуации, когда регламентирующие документы почти десятка надзорных инстанций порой не дозволяют в учебном заведении красить стены «неправильной» краской, а недовес котлеты в школьной столовой приравнивают к преступлению, это кажется фактом, которому впору дать имя собственное. Например – Ефремовское чудо.

Секрет
«философского камня»

Основные составляющие успеха лицея – отказ от «кабинетной системы», углубленное изучение математики, физики и химии под руководством педагогов-энтузиастов; упор на участие учеников в конкурсах и олимпиадах; одноместные парты; значительный объем индивидуальных занятий. А еще – физкультура 10 раз в неделю. Причем на улице и в любую погоду.
Александр Федорович, словно вобравший в себя все лучшее от бардов-шестидесятников – физиков, лириков и байдарочников, – когда-то сам вел у ребят лыжную секцию. И до сих пор водит учащихся в водные походы по Красивой Мече, потому что только чередование умственной нагрузки с физической способно обеспечить оптимальный результат.
– А что касается «кабинетной системы», когда ученики бредут из класса в класс, от одного учителя к другому и нигде не чувствуют себя как дома, то мы решили полностью ее разрушить. У нас педагог работает для ученика, а не наоборот. Конечно, в большинстве школ это неприемлемо – как это, учитель оставит свои карты, пособия и любимый чайничек за шкафом и вдруг пойдет «в люди»? А у нас ребята остаются в своем кабинете, и к ним приходит учитель, чтобы провести урок.
Одноместные парты периодически калибруются по росту ученика, что помогает сохранить осанку. По время визита в один из классов на урок математики убеждаемся, что индивидуальное рабочее место – это и правда удобно. На широкой полочке в парте у лицеистов сложены горы учебников и тетрадей; яблоки, наушники, выключенные на все уроки телефоны и прочие необходимые мелочи. Весь срок обучения, то есть 5 лет, ребята учатся в одном кабинете.
В первые годы, когда лицей только въехал в новое помещение, здесь был произведен капитальный ремонт: все – от канализации и электропроводки до побелки стен и ремонта крыши – сделано методом «народной стройки». Материалами помогла местная администрация. Восемь месяцев трудились учителя, ребята и их родители. И это тоже педагогический прием – лицей не берет взносов на ремонт и благоустройство деньгами. Только совместной работой, которая, как известно, и сплачивает, и учит ценить школьное имущество.

Картошка
как двигатель физики

В кабинет директора входят трое – две девушки и парень в одинаковых темных пиджаках с эмблемой на груди. Усаживаются, смотрят на меня внимательными, умными и немного усталыми глазами: в лицее закончился пятый урок, кроме того, у ребят из выпускного класса забот всегда чуть больше, чем у прочих школьников.
– Гордость наша, – шепотом мне на ухо представляет вошедших заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталия Емельянова.
На счету Кати Михайловой, Николая Колядина и Кристины Глаголевой – с десяток первых и призовых мест на муниципальных и областных олимпиадах. Причем не только в точных науках. Катя одинаково сильна и в математике, и в литературе. Кристина – победитель состязаний по обществознанию и праву. Триумфальные выступления ефремовцев в олимпийском движении уже давно для всех стали обыденным явлением.
– Какие самые запоминающиеся задания были? Пожалуй, практическая часть в олимпиаде по физике, ​– вспоминает Николай. – Надо было измерить осмотическое давление в клетках картофеля. Клубни были порезаны на брусочки, мы клали их в соляной раствор различной концентрации, измеряли изменения размера этих кусочков. Затем строили график и по нему рассчитывали…
«Ну что, Калинина, непонятно, но здорово?» – вновь подмигивает в моей голове воспоминание из детства. Мне приходится просить Николая объяснить суть опыта еще раз и порыться в памяти на предмет того, как пишется слово «осмотическое».
Ребята сами иронизируют над тем, что основная литература, которую они сейчас читают, – сборники задач и учебники. В Интернет Катя, Кристина и Коля, конечно же, выходят, но не для того чтобы поболтать в соцсетях, а ради уточнения какой-то информации или поиска решения интересной проблемы. Впрочем, Николай недавно даже смотрел художественный фильм «Интерстеллар», правда, и тот про космические путешествия, черные дыры и временные парадоксы. Кино понравилось.

Обитатели олимпа
В региональном этапе последней олимпиады лицеисты заняли 35 призовых мест. В ефремовской кузнице ученых всего 130 школьников, а в 9, 10 и 11 классах, в которых проводится это творческое состязание, 76 учеников, и процент победителей «на душу» школьного населения здесь выше, чем в любом другом лицее или гимназии нашей области. А балла ЕГЭ местным выпускникам с лихвой хватает на самые престижные и легендарные вузы страны – Бауманку, МГУ, МФТИ, Финансовую академию при правительстве.
…Перед отъездом в Тулу успеваем застать урок физкультуры. Лицеисты выстроились как на парад – с лыжами и палками, строгий педагог проверяет, все ли в перчатках. Потому что у победителей по жизни все должно быть на высочайшем уровне – и физическая подготовка, и мыслительная деятельность, и варежки сухие.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему