Побоище в Кимовске, отходы, теннис
- 10:56 07 июля 2017
Сергей МИТРОФАНОВ
В Кимовске, который тогда входил в состав Московской области, произошла массовая драка, в ней участвовали местные жители и бывшие солдаты стройбата, приехавшие в город в феврале.
Майское обострение
В Кимовск прибыли 377 строителей – украинцы, узбеки, азербайджанцы, русские и грузины. Поначалу они показали себя хорошими работниками, но затем, не зная чем заняться, начали хулиганить, драться. А иногда даже врывались в женские общежития, пытались насиловать местных девушек. Естественно, это вызывало большое недовольство кимовчан. И от этой искры должно было полыхнуть пламя. Так и произошло 2 мая.
В докладе Прокуратуры СССР значится, что начал побоище на центральной площади возле ДК горняков около двух часов дня 24-летний местный шахтер Калинин, трижды судимый за хулиганство и кражу. К нему затем присоединились другие кимовчане, избившие троих бывших солдат стройбата из Азербайджана – Исмаилова, Сеидова и Мамедова. Сеидов и Мамедов ринулись в общежитие, а местные – в погоню за ними.
Азербайджанцы, сговорившись со своими соотечественниками и другими строителями, взяли палки, ремни и направились на площадь, чтобы дать отпор. Однако Калинина на месте не оказалось, и они избили его товарища Муратова.
Тем не менее очевидец вспоминал, что сначала толпа строителей избила шахтера, он укрылся в ДК, но нападавших сдержала билетерша, и те, не удовлетворившись, поколотили его товарища.
Так или иначе, но драка вспыхнула вновь, и тут на площади появился Калинин с дружками, которые накинулись на строителей, причем одному из них, Кюндулову, разбили голову камнем (он с трудом добрался до общежития), а второго зачинщик драки пырнул ножом. Около 16 часов к общаге за раненым приехала скорая, но хулиганы окружили ее и не дали отвезти Кюндулова в больницу.
Тем временем по Кимовску поползли слухи: строители убили женщину и ребенка и выкрикивали антисоветские лозунги. В итоге к общежитию пришли несколько тысяч горожан, многие были пьяны. Несмотря на сопротивление милиции, они ворвались в общежитие и устроили кровавую расправу. Часть строителей забаррикадировались на чердаке, остальных жестоко избили – лопатами, табуретками, молотками… Шестерых бывших солдат стройбата выбросили со второго этажа и добили до смерти на земле.
Тем временем о побоище узнали другие строители, жившие в общаге по соседству. 20–30 человек ринулись к месту происшествия с ремнями и палками. Увидев их, группа людей из толпы, крича «Бей их!», кинулась навстречу. Строители бросились наутек, но троих бунтовщики настигли и убили.
Милиция ничего не могла поделать: по слухам, даже начальнику Кимовского отделения едва не откусили палец. Около семи вечера в Кимовск прибыло воинское подразделение, но навести порядок не вышло: потребовалась подмога, и при поддержке 450 новоприбывших солдат к десяти вечера удалось оттеснить толпу от общежития.
В итоге были убиты 11 строителей, тяжело ранены трое, столько же получили тяжелые травмы. В общежитии выбили все стекла, выломали рамы, сорвали двери, разгромили мебель, вскрыли чемоданы и украли вещи.
Из местного населения были арестованы 11 человек, по преимуществу горняки: 24-летний Калинин, 27-летний крепильщик Крючков, 25-летний слесарь-монтажник Терешкин, 24-летний проходчик Смирнов, 27-летний обойщик Васин. Взяли под стражу и двоих азербайджанцев-зачинщиков Исмаилова и Сеидова. Все получили разные сроки заключения. Судя по результатам следствия, побоище не было спланированной акцией – организаторов милиция не нашла.
В хозяйстве все сгодится!
Дать вторую жизнь картофельным очисткам, огрызкам, костям и даже – да-да! – фекалиям! Именно с таким призывом обратился «Коммунар» к тулякам летом 1955 года. «Утилизация отходов городского хозяйства – дело большой важности, – убеждал читателей В. Дубиненков. – Она даст возможность решить сразу две задачи: поднять санитарную культуру населенных пунктов и в то же время оказать неоценимую помощь сельскому хозяйству». Автор публикации сетовал: разнообразных пищевых отходов в регионе – пруд пруди, а столовки, между тем, бездумно отправляют их в сорные ящики и на свалку. А негоже, мол, органике просто так гнить. Надо бы ее отправлять селянам. «Много ценных веществ содержат в себе кости животных. После очень несложной обработки их можно использовать в качестве минеральных кормов и удобрений. Костей много во дворах как коммунальных, так и частных домовладений. Но сбором их в Туле никто не занимается», – сокрушались газетчики. И доказывали: не все еще потеряно, есть же положительный опыт под боком. Вон в Москве, например, по столовым и даже по квартирам развозили в то время специально оборудованные ящики или баки с крышками и отделениями, куда люди складывали остатки еды. Кроме того, Дубиненков рассказал о том, каким ценным удобрением является на самом деле древесная зола, богатая фосфором, калием и так далее. Что с ней обычно делали домохозяйки? Правильно – печь истопили, а остатки перегоревшего топлива смели в совок и выкинули на улицу или в огород. Газета же рекомендовала организовать сбор золы уполномоченными крупных домоуправлений или специально выделенными лицами. «Коммунар» высказал идею о переоборудовании в Тульской области мусорных ящиков, в которых предлагалось делать отделения для пищевых отбросов, для золы. И снова кивок в сторону столицы – там такие уже стоят. Как видите, идея раздельного сбора мусора родилась вовсе не в XXI веке.
Дальше – больше. «Среди отходов значительное место занимают канализационные воды и фекалии. Они содержат в себе минеральные и органические вещества и при специальной обработке и обезвреживании становятся ценным удобрением для пригородных хозяйств», – вполне серьезно сообщало областное СМИ.
Спортивные разочарования и рекорды
В девяностые в нашей стране начал набирать популярность теннис. Но оказывается, соотечественников убеждали им активно заниматься еще раньше, в 1955 году. Правда, тогда тульские журналисты жестко раскритиковали областной и городской комитеты по физической культуре и спорту: мол, тренируются в оружейной столице кто угодно – футболисты, велосипедисты, волейболисты, но только где же на стадионах теннисисты? Почему зрелищный вид спорта оказался забытым?
«Единственные в Туле две теннисные площадки на стадионе «Зенит» находятся в скверном состоянии, – возмущался на страницах «Коммунара» А. Королев. – На одной из них играть совершенно невозможно: площадка не размечена, столбов для сетки на ней нет. На других стадионах города теннисные площадки вообще не существуют».
Автор заметки задавался вопросами: может, все дело в том, что туляки просто не любят этот вид спорта? Или в городе нет желающих взяться за ракетку? Так ведь нет. «Десятки спортсменов с большим желанием пошли бы заниматься в теннисные секции. Об этом, например, свидетельствует большая тяга молодежи к занятиям этим спортом в молодежно-спортивной школе. Есть в городе и спортсмены-теннисисты-разрядники Чуканов, Руднев и другие. Вполне можно было бы организовать занятия, проводить соревнования. Но в этом году в Туле и области до сих пор не проведено ни одного организационно-спортивного мероприятия по теннису», – сообщало СМИ в августе 1955-го.
Но не будем только о грустном. Хватало тогда и радостных моментов в спорте. Чего только стоил новый мировой (!) рекорд среди женщин тульской велосипедистки Любови Кочетовой. 28 июня она находилась в Иркутске, где в гите с места на один километр пришла к финишу за 1 минуту 18,9 секунды. Всего в том году она трижды била высшее мировое достижение.