Общество

18:34, 19 ноября 2013

Почти идеальное преступление

Замок сорван, одна створка двери приоткрыта. Монахиня Елизавета вошла в церковь и замерла. Не по правилам, а от неожиданности перекрестилась… Иконостас был разорен. Золоченые рамы – как пустые глазницы. На полу щепки… Десятки древних икон в серебряных и золотых окладах исчезли.

Тайна древней обители
Возрождение монастыря началось в конце XX века. Настоятельница – матушка Алексия вместе с насельницами немало сил приложила, чтобы люди вспомнили о шестисотлетней истории обители. Сейчас из первоначального архитектурного ансамбля сохранилась лишь Николо-Успенская церковь. Регулярные богослужения в ней продолжались до 1941 года, пока немцы не оккупировали Венев. Позже она хотя и посещалась немногочисленными прихожанами, но все же пребывала в запустении. Впрочем, к тому моменту монастыря как такового уже не было.
Свято-Никольский женский епархиальный монастырь, – современное название. Исследователи же обнаружили первое упоминание об этом месте в «Книге степенной царского родословия». В ней указано, что «Монастыре святаго Николы… в земле Рязанской» 14 сентября 1408 года скончался князь смоленский Юрий. И погребен он у правого клироса нижнего храма. Подтверждала это и металлическая плита на месте захоронения. Но в начале XX века она бесследно исчезла.
Одним из первых настоятелей монастыря был игумен Петр – ученик Сергия Радонежского. Неоднократно бывал здесь и сам легендарный святой. Его посох, кресло и власяница (длинная рубашка) сохранялись в монастыре до революции 1917 года.
Еще одно упоминание Венева-монастыря есть в легенде о святом Николае. Он трижды являлся во сне греческому священнику Евстафию и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю. Территория, на которой сейчас расположен Свято-Никольский Венев-монастырь, в XIII веке действительно относилась к Рязанскому княжеству. Евстафий привез туда из Херсонеса образ Николая Чудотворца, после чего якобы и открыли мужской монастырь.
Предположение есть и о неких монахах-отшельниках. Они, по одной из версий, стали селиться в расположенных неподалеку от Венева пещерах задолго до появления самой обители.
И все же, когда и кем был основан монастырь? На этот вопрос уже вряд ли кто-то сумеет дать точный ответ.

Святые помогли?
– Матушка, церковь ограбили, – с криком вбежала в келью Елизавета. – Иконы пропали. Остальное посмотреть еще не успела.
– Ничего не трогайте. Нужно полицию вызывать, – cказала настоятельница и, набирая на ходу номер телефона, направилась в церковь.
Монахини начали осторожно осматривать, что еще пропало. На привычных местах не было старопечатных Евангелий. Похитили и одну из главных реликвий – ларец с почитаемыми мощами cвятителя Пимена. Архиепископ Новгородский и Псковский – одна из значительных персон времен Ивана Грозного. Именно Пимен возглавил в 1556 году делегацию в Александровскую слободу, чтобы упрашивать Ивана Грозного вернуться на царство. И, видимо, вскоре пожалел об этом. Царь, опасаясь политической влиятельности Пимена, обвинил его в измене, лишил сана и велел замуровать в подвале Венева-монастыря. В каменном мешке оставалось место, чтобы только сидеть. Через маленькую отдушину подавали еду. Несмотря на страшные мучения, Пимен прожил там в молитвах около года. В наши дни именно в этом каменном мешке за решеткой и находился ларец с мощами.
Первое, на что обратили внимание прибывшие следователи, –  следы от колес легковой машины у ворот монастыря.
– Сразу предположили, что кражу совершили не местные, – вспоминает Александр Киреев, работавший в начале двухтысячных годов заместителем начальника следственного отделения РОВД Веневского района. – С момента совершения преступления прошло несколько часов. Сами понимаете, преступники могли уже не только скрыться, но и спрятать или продать похищенное.
Действовать нужно было быстро. Разослали ориентировки на посты ГИБДД. Весьма неполные. Следы протектора указывали лишь, что машина марки ВАЗ-21083.
Чудо или нет, но в середине дня пришло сообщение из Воронежской области. Сотрудники Госавтоинспекции остановили автомобиль для рядового осмотра. Его багажник был буквально набит старинными иконами и церковной утварью. На обороте одного из образов виднелась отметка «Венев-монастырь». Водитель Литвинов,  по документам житель Белгорода, явно занервничал и предложил 10 тысяч рублей и свой мобильник, чтобы его отпустили. Не сработало. Внимание инспекторов привлекла и одежда задержанного, перепачканная глиной, нехарактерной для местных черноземов. Желтоватая грязь была и на брызговиках машины.  
Без единой улики
В это время в монастыре работала следственно-оперативная группа. Но, увы… Отпечатков пальцев на иконостасе было слишком много, конкретизировать, чьи именно, не удавалось. Следы колес рядом с храмом никаких особенных признаков не имели. Мало ли на наших дорогах автомобилей ВАЗ-21083. Да и задержанный под Воронежем водитель заявил о своей непричастности к преступлению, мол, иконы его просто попросили подвезти. Прямых доказательств нет. И версия Литвинова, похоже, набирала силу.
Первые обнадеживающие зацепки появились после общения с монахиней Елизаветой. Она вспомнила, что за три дня до кражи во время экскурсии один молодой человек уж очень активно интересовался иконостасом, расспрашивал о возрасте и происхождении образов. И явно у парня не было веры, но его знание икон поразило монахиню. Он расспрашивал о вещах, которыми никогда не интересуются обычные посетители. Со слов Елизаветы составили фоторобот предполагаемого преступника.
– Еще одна интересная деталь, – рассказывает Александр Киреев, – за пару дней до кражи собака, охранявшая монастырь, сдохла. Позднее ветеринар подтвердит, что единственного сторожа обители отравили. Учитывая, что от монашеских келий до церкви метров пятьдесят, а в ночь кражи шел сильный дождь, преступника было трудно не только увидеть, но и услышать...
Следовательский стаж Киреева уже перевалил за 20 лет. И он прекрасно знал, что дело просто рассыплется еще до суда, если не найти прямых доказательств причастности Литвинова к преступлению.
Через день после ограбления послушница Мария убиралась на монастырском кладбище и нашла замок с двери храма. Киреев назначил экспертизу, она показала, что дужка перекушена и для взлома использовались механические ножницы, изъятые в машине Литвинова.
Александр Юрьевич попросил экспертов еще раз детально осмотреть иконостас и иконы из автомобиля подозреваемого. Так называемых «пальчиков» выявить не удалось, но нашли частицы ткани. Они полностью совпали с тканью перчаток Литвинова. На дверях церкви и на решетке каменного мешка обнаружили шерстяные волокна, которые были один в один с образцами, взятыми с его джемпера.
Но все это доказывало лишь то, что задержанный мог когда-то посещать монастырь, действительно интересоваться иконами. И не более. А аналогичные его перчаткам могли быть у кого угодно.

Метод Киреева
Для настоящего следователя трудности – всего лишь повод проявить себя. Александр Киреев им воспользовался. Он еще раз поехал обследовать территорию монастыря. Метр за метром, под камнями и в лужах, в траве и под кочками – Александр Юрьевич излазил и осмотрел все. Удача была на его стороне. На булыжнике близ церкви он нашел еле заметное наслоение серебристого налета. А рядом в пыли небольшой фрагмент, обломок металлической детали. Сами по себе эти улики вроде бы ничего не доказывали. Но так казалось до того момента, пока следователь в буквальном смысле не залез под изъятую машину…
– Наизусть запомнил заключение эксперта, – говорит Киреев. – Так оно меня порадовало. Я ждал результатов из лаборатории несколько часов, а казалось – несколько дней. Когда прочитал, понял, что в деле поставлена точка.  До сих пор могу процитировать без ошибок: «Обнаруженные на камне наслоения металла и материал изъятого там же фрагмента металла имеют однородный химический состав и ранее составляли единое целое с рычагом подвески автомобиля Литвинова».
Доказательства наконец были собраны. И они позволили предъявить задержанному обвинение в совершении довольно редкого для тульского края преступления – хищения предметов, имеющих особую ценность. Суд заключил Литвинова под стражу.
Но на задержании преступника вся эта история для следователя не закончилась. Иконы, как вещдоки, находились в следственном отделении и на глазах разрушались. Сказалась неправильная транспортировка и перепады температуры. К тому же образы сильно намокли под дождем во время кражи. На них начал отслаиваться левкас (особый меловой грунт), стали осыпаться старинные краски. Александр Киреев чувствовал какую-то личную ответственность за сохранность намоленных образов.
– Я, честно сказать, и не знал, что нужно делать, – признается следователь. – Посмотрел в Интернете, почитал литературу, но ничего доступного, что можно предпринять самому, не вычитал. Помог совет знакомых искусствоведов. Они рекомендовали просто вернуть иконы в место постоянного хранения.
Мистика или совпадение, но в монастыре разрушение прекратилось.

Суд земной.
Суд Божий
Среди похищенного Литвиновым оказались иконы письма XIII–XVI веков: «Святых 12 апостолов», «Святого мученика архидьякона Лаврентия», «Преподобного Пафнутия Боровского» и еще более десятка не просто редких, а уникальных икон. А еще три Евангелия, датируемых предположительно концом XVII века. Два напрестольных креста, два креста-распятия, крестильный набор, лампада  и ларец с мощами святого Пимена. По оценке экспертов, монастырю был причинен ущерб на общую сумму почти в три с половиной миллиона рублей.
Несмотря на все собранные доказательства, Литвинов так и не признал себя виновным. Однако возместил монастырю четверть миллиона рублей на восстановление поврежденных икон. С учетом этого Веневский районный суд приговорил его к 9 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Жалобу Литвинова на суровость приговора Тульский областной суд рассмотрел, но приговор местного суда оставил без изменений.
Интересно, что первое упоминание о Веневе-монастыре, связанное с кончиной смоленского князя Юрия, пересекается еще с одной, более ранней историей о нем. В 1406 году князь Юрий влюбился в Иулианию – жену князя Симеона Вяземского. Долго ухаживал за ней, пытался склонить к прелюбодеянию, но получил отказ. Тогда, чтобы устранить соперника, он убил ее мужа и хотел было овладеть княгиней силой, на что Иулиания ответила ударом ножа. Разозленный Юрий отрубил ей руки и ноги, а тело бросил в реку. С тех пор Иулиания почитается как святая мученица.
Гонимый совестью князь-убийца нигде не мог найти покоя. И в конце концов пришел в Венев-монастырь. Он провел в монашеской келье остаток жизни в молитвах, слезах и покаянии. Юрий благодаря полному раскаянию и смиренной жизни получил всевышнее прощение. И через несколько лет после смерти его причислили к лику местночтимых святых.
Обретет ли раскаяние и душевный покой похититель святых мощей?
Алексей ШЕРШНЕВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий