Рекламный баннер.

Общество

16:39, 31 января 2013

Под градусом закона

Под градусом закона
На улице стемнело, фонари погасли. Но окна круглосуточных ларьков и магазинчиков по-прежнему приветливо сияют. Заманивают прохожих вывесками «Пиво, вино, водка». Между тем мало кто не в курсе, что в Тульской области вся алкогольная продукция после десяти вечера не продается. Впрочем…
Контрольная закупка
Молодые парни с фотоаппаратами стоят на улице и что-то горячо обсуждают. Подхожу к ним и представляюсь. Они приветливо улыбаются и интересуются, не замерзла ли я, все-таки почти –20.
А меня мучает тот же вопрос: я-то на работе, мне нужно написать материал, а почему им не спится в 11 вечера? Что заставляет ребят бесплатно по ночам в мороз искать по городу «злачные места»? Трое парней, которые пригласили меня с собой в рейд, – активисты общественной организации «Молодая гвардия». Кроме того, с нами отправились сотрудники полиции, чтобы на месте зафиксировать нарушения, если они будут выявлены.
– Мы проводим подобные рейды регулярно, – охотно объясняет Алексей. – Правда, ночью выходим впервые. Но с несовершеннолетними контрольные закупки табака и алкоголя совершаем два раза в месяц. И надо сказать, результат есть. По второму разу почти никто не нарушает.
В первых двух точках нам не везет. То есть алкоголь купить не удается. С одной стороны, это хорошо: продавцы соблюдают закон. А с другой – мне же статью писать, а фактуры нет.
Третье место – круглосуточный магазинчик недалеко от пед­университета. Двое ребят заходят внутрь, третий – снимает. И снова «агенты» выходят с пустыми руками.
– Хотя продавец уже потянулась за бутылкой, но что-то ее, видимо, остановило, – замечает Дмитрий. – И главное – там в тамбуре стоят мужики, лыка не вяжут. А после нас двое заказали «полторашку» (бутылка пива объемом 1,5 литра. – Прим. авт.), и продавец пошла в глубь магазина. Уж не знаю, что она им продала, но, думаю, именно пиво.
Едем дальше. Два магазина из тех, которые раньше работали круглосуточно, закрыты. Парни отчаиваются, я тоже. Но тут мы замечаем двух ребят, которые что-то пьют из пластиковых стаканчиков в сквере. Почему-то ни у меня, ни у моих спутников нет сомнений в том, что употребляют они алкоголь.
Дмитрий, пытаясь сойти за «своего», подходит с вопросом: «Где купили?» – и ему услужливо показывают, как пройти к нужной палатке.
Подходим к указанному ларьку, осматриваем витрины: соки, воды, лечо и тушенка в ассортименте. Ничто вроде не указывает на то, что здесь торгуют пивом. Но «молодогвардейцы» без заминки входят в тамбур и уверенно кладут перед продавщицей деньги.
Полуторалитровая бутылка пива у них в руках!
Для меня, в отличие от хозяина торговой точки, это большая удача. Потому как полицейские записывают в протокол сразу два нарушения: продажа алкоголя в запрещенное время – а на часах, надо сказать, уже первый час ночи, – и торговля спиртным в нестационарном объекте, то есть ларьке. Так что владельцу палатки придется заплатить штраф от трех до четырех тысяч рублей. Кроме того, по решению суда продукция может быть конфискована. Кстати, при осмотре торговой точки полицейские насчитали около ста бутылок общим объемом 50 литров. Повлияет ли нагрянувший внезапно рейд на хозяина и продавца палатки, неизвестно. Штраф не такой уж большой. Но можно с уверенностью сказать, что теперь ларек будет работать под особо пристальным вниманием правоохранительных органов.
Эксперимент
со спичками
Вернувшись домой ближе к часу ночи, я не ложусь спать, а продолжаю экспериментировать с покупкой алкоголя в запретное время. В интернет-поисковике ввожу: «Купить алкоголь в Туле ночью». Тут же вылетают десятки ссылок – предлагают приобрести спички, зажигалки и прочую атрибутику, в подарок к которой якобы привезут алкоголь. С ассортиментом «презентов» можно ознакомиться тут же на сайте. А вот и контактные телефоны.
Эксперимент успехом не увенчался. Первый номер оказался недоступен, второй – выключен, по третьему приятный автоматический голос сообщил: «Абонент в сети не зарегистрирован». Не повезло.
Возможно, предприимчивые конторы уже выследила и каким-то образом привлекла к ответственности полиция. Хотя пока ни в федеральном, ни в региональном законодательстве нет механизмов, которые могли бы пресечь деятельность таких «подарочных» агентств.
А как же
мелкая розница?
В прошлом году, когда в силу вступили поправки в закон о государственном регулировании оборота алкоголя и на территории области запретили продавать крепкое спиртное после 10 вечера и пиво на остановках и автозаправочных станциях, сотрудники правоохранительных органов почти ежедневно регистрировали нарушения этих запретов. Каковы же объемы выручки от продажи алкоголя «из-под полы», что они заставляют предпринимателей раз за разом преступать закон? А может быть, все дело в самих туляках – они так пристрастились к «зеленому змию», что никак не могут пережить ночь без капли спиртного и склоняют коммерсантов к нарушениям? Как говорится, спрос рождает предложение.
С начала этого года ларьки и маленькие магазинчики (площадью менее 50 квадратных метров) в регионе попали в непростую ситуацию. Запрет на продажу алкоголя  лишил их хозяев ощутимой части выручки. Вступление в ближайшее время в силу «антитабачного» закона, который наложит для этих торговых точек табу на продажу сигарет, станет для них настоящим ударом.
Эксперты агентства INFOLine подсчитали, что в течение следующих двух лет в России крупная розница получит от запрета продажи алкоголя и табака в «малой торговле» дополнительный доход в объеме 2,8 триллиона рублей. Для малого бизнеса в сфере розничной торговли это обернется серьезными потерями: отток потребителей, а также сокращение выручки приведет к закрытию около 60 тысяч мелких торговых объектов, в том числе около 30 тысяч киосков, 10 тысяч павильонов и более 12 тысяч традиционных магазинов площадью менее 50 квадратных метров.
Что же касается сельской местности, по мнению аналитиков, там ситуация будет складываться по неоптимистичному сценарию. Ведь в большинстве деревень и поселков нет супермаркетов. Выводы INFOLine таковы: на селе может сформироваться нелегальный рынок торговли спиртным и табаком объемом более 320 миллиардов рублей в год. По оценкам агентства, в торговлю «из-под полы» будет вовлечено более 300 тысяч человек.
Впрочем, в правительстве Тульской области уверены, что особых оснований для пессимизма нет: значительных изменений в региональной сфере малого бизнеса запреты не повлекут. На заседании общественного экспертного совета по вопросам малого и среднего бизнеса председатель профильного комитета Кирилл Гузов отметил, что у коммерсантов было полтора года, чтобы сменить профиль – расширить ассортимент безалкогольных напитков или начать торговать кормами для животных, бытовой химией. По его мнению, даже в случае сокращения рабочих мест в малом предпринимательстве люди смогут трудоустроиться в других сферах торговли.
Некоторые предприимчивые коммерсанты уже «перепрофилировались», а точнее – нашли способ сохранить выручку вполне законным путем. На кафе и рестораны запрет не распространился, так почему бы не поставить в ларек микроволновую печь, не закупить готовых обедов, замороженных чебуреков и пирожков и не именоваться гордо «Пункт общественного питания». В законе нет градации объектов общепита на те, что имеют залы обслуживания, и без оных. Именно это позволило многим бизнесменам найти лазейку.
– На этот год разработана комплексная программа поддержки предпринимателей, включающая в себя различные системные меры финансовой и инфраструктурной поддержки, – сказал Кирилл Гузов. – А что касается регулирования оборота алкогольной продукции, мы будем всячески поддерживать запреты. Сейчас, к примеру, разрабатываются поправки в постановление областного правительства с целью запретить торговлю спиртным в нестационарных объектах общественного питания. В ходе совета высказывались даже предложения распространить запрет на все предприятия общепита, в том числе рестораны и клубы.
Кроме того, по его словам, уже в феврале планируется принять изменения в региональное законодательство, которые увеличат сумму уставного капитала для точек, торгующих алкоголем с 50 до 500 тысяч рублей.
Владельцы павильонов и палаток по всей стране бьют тревогу и пишут письма президенту. Те, кто не хотят терять бизнес, меняют профиль, – пространства для маневра в мелкой рознице и в самом деле достаточно. Но другое дело – продавать алкоголь и сигареты гораздо проще, чем, к примеру, скоропортящуюся натуральную молочную продукцию...
Упрямая статистика
Из-за цифр, которые свидетельствуют о гигантских потерях доходов малого бизнеса, неумолимо проглядывает другая, положительная статистика. По данным областного наркологического диспансера, с введением в прошлом году мер, ограничивающих продажу спиртного, значительно снизилось и устойчиво продолжает уменьшаться число случаев алкогольных психозов, хронического алкоголизма, острых отравлений спиртосодержащей продукцией.  
Главный внештатный спе­циалист-нарколог тульского региона Михаил Груздов говорит о том, что профилактика алкоголизма и ограничительные меры сейчас крайне необходимы. По его мнению, это будет иметь ошеломительный эффект, особенно для здоровья молодежи. Ведь если раньше ларечники не стесняясь отдавали пиво в руки тем, кто не достиг совершеннолетия, то в крупных магазинах гораздо более ответственные продавцы. К тому же современные подростки и сами не пойдут к кассе, над которой висят выдержки из закона. А они есть во всех крупных и даже маленьких магазинах.
Не разделяет Груздов и прогнозов касаемо расцвета самогоноварения.
– В 1914 году при Николае II в России впервые приняли так называемый «сухой закон». Это были не ограничения, а полный запрет производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории страны. Конечно, нелегальное спиртное появилось. Но правоохранительная система нашла способ и справилась с ним в течение недели: за торговлю самогоном назначили штраф равный стоимости коровы, и деньги эти участковые на законных основаниях клали в свой карман. Так что и сейчас полиция в силах справиться с нелегальным рынком алкоголя, – пояснил медик.
Мнения в обществе в свете появления временных и пространственных ограничений продажи спиртного разделились: одни поддерживают поправки и сам вектор запретительных мер; другие уверены в том, что к значительным изменениям они не приведут и кому надо – найдет и время и место для того, чтобы выпить.
Вторым Михаил Груздов приводит пример: в шестом веке появился пророк Мухаммед, которому Аллах ниспослал священное писание – Коран, и арабы уверовали в ислам. Так вот это учение наложило полный запрет на употребление алкоголя. Через несколько лет после этого на Востоке появилось мощное государство Арабский халифат.
В общем, победить проблему должны не только простые запретительные меры, но и сложные мотивационные решения, направленные на профилактику пьянства.  
Яна КАЛЮЖНАЯ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему