Общество

15:38, 24 января 2013

Подстели себе соломки

Женщины, вставшие на учет в медицинскую организацию Тульской области на ранних сроках беременности – до 12 недель – и прошедшие необходимый комплекс диагностических процедур, отныне будут получать областное единовременное пособие в размере 10 тысяч рублей. Казалось бы, сумма невелика, стоит ли о ней говорить... Но! Фактически нашим женщинам будут платить за то, чтобы они отнеслись ответственно к своему собственному здоровью и к здоровью будущего ребенка, позволили медикам выявить факторы риска и свести их к минимуму.
Необходимость пренатальной (дородовой) диагностики разъяснялась им всегда. «Будешь знать, где упадешь, соломки подстелешь», – вот сухой остаток всех рекомендаций. Однако значительное число беременных все равно обращались в женскую консультацию лишь в преддверии декретного отпуска. Руководству области не оставалось ничего, кроме как заинтересовать их в ней материально…
Киндер-сюрприз
С просьбой рассказать о том, что же обязана сделать для себя женщина во время беременности, чтобы получить-таки обещанные 10 тысяч, мы пришли к главному врачу Тульского городского родильного дома №1, известного как ЦРД, Елене Макаровой. Ведь единовременное пособие будет выплачиваться не в тот момент, когда женщина зарегистрирует свое интересное положение в женской консультации, а гораздо позже – при сроке, дающем право на отпуск по беременности и родам. Иначе пособие для кого-то станет формой заработка: забеременела – встала на учет – получила 10 тысяч – сделала аборт, и снова – в том же порядке.
Елену Сергеевну мы нашли в палате реанимации новорожденных у прозрачного кувеза с крошечной – 630 граммов – девочкой. Рядом шелестел аппарат искусственной вентиляции легких, помогавший дюймовочке дышать, на мониторе светились цифры основных функций ее слабенького организма. Пару часов назад Макарова кесаревым сечением извлекла девочку на свет божий, поскольку дальнейшее развитие беременности угрожало жизни ее мамы.
– У пациентки был тяжелейший токсикоз, артериальное давление просто зашкаливало. Эта история – яркий пример того, что материнство обязано быть ответственным. Женщина обратилась за помощью, уже погибая от токсикоза. А не гораздо раньше, когда еще можно было добиться ремиссии ее гипертонической болезни и пиелонефрита.
Описанный случай, разумеется, крайний. Но чтобы уберечь себя от подобных «киндерсюрпризов», зачавшая женщина должна относиться к себе как к хрустальному сосуду с драгоценным содержимым. Эффективность раннего взятия на учет будет полностью нивелирована, если она не пройдет обследование в сжатые сроки.
– Работа женской консультации направлена на то, чтобы установить имеющуюся экстрагенитальную, то есть не связанную с половой сферой, патологию, – рассказывает Елена Макарова. – Болезни сердца, почек, гипертония требуют пристального внимания врача. Его задача – подвести женщину к моменту родов так, чтобы имеющиеся заболевания пришли в состояние ремиссии. Попутно проводится профилактика гнойно-септических осложнений, включающая обязательную стоматологическую, урологическую и ЛОР-санацию. В исключительных случаях из-за заболеваний приходится даже прерывать беременность, если ее вынашивание составляет угрозу жизни и здоровью женщины. Это бывает при тяжелом течении сахарного диабета с поражением органов, туберкулезе, гломерулонефрите, далеко зашедших формах артериальной гипертензии.
Разумеется, врачи только информируют женщину о выявленных рисках, решение о судьбе беременности принимает она сама. И, как за годы работы успела убедиться Макарова, решившие родить делают это вопреки любым угрозам. Сотрудники ЦРД с заметным содроганием вспоминают об одной даме, которая поступила в роддом буквально чуть живой. Туберкулез в анамнезе, сахарный диабет, обострение язвы желудка, рвота кровью… Даму родоразрешали, держа на телефоне нескольких узких специалистов. Она едва выкарабкалась. А через год пришла рожать снова…
Очень важный фактор для исхода беременности – условия труда. Если они противоречат вынашиванию, как, например, работа, связанная с подъемом тяжестей, женская консультация на самых ранних сроках дает справку на легкий труд. Даже работать с компьютером беременные могут не больше четырех часов в день.
Ультразвуковое фото
Акушер-гинеколог, узист Владимир Карамушка водит датчиком по спелому животу симпатичной блондинки и приглашает нас полюбоваться ребеночком, которого та носит:
– Крупная уже девчушка, вся в монитор не входит. Вот, смотрите: глазки, носик, вот это, видите, – бьется сердце. Аппарат экспертного класса, структура тканей видна почти как на магнитно-резонансном томографе. Можно проверить кровоток, – Владимир Борисович нажимает какие-то кнопки, и видно, как бьющееся сердце еще не рожденного ребенка начинает пропускать сквозь себя алую кровь. – Согласитесь, изображение – уже не игра теней, как мы привыкли видеть во время ультразвукового исследования, а что-то близкое к фотографии. Аппарат пять миллионов стоит, получен по программе модернизации. Работать – одно удовольствие.
В конце сеанса Карамушка предлагает блондинке посмотреть на дочку, и та вглядывается в жидкокристаллический монитор с таким вдохновением, будто надеется на сеанс связи по скайпу…
До 12 недель беременности УЗ-исследование надо провести обязательно, чтобы исключить врожденные пороки развития. Это совсем не редкость и совсем не обязательно трагедия. Но иногда, например, при анэнцефалии (отсутствии мозга) вынашивать ребенка просто не имеет смысла – родившись, он тут же умрет. Если же обнаруживается тяжелый врожденный порок сердца, рожать женщину отправляют в Москву, где малышу сразу же делают операцию. То же самое при таком пороке, как диафрагмальная грыжа, когда кишечник попадает в грудную клетку и сдавливает легкие. Операция имеет успех, только если она сделана в первые сутки после родов. Именно поэтому так важно диагностировать порок как можно раньше: женщина успеет съездить в столицу на консультацию, пройти все необходимые обследования и получить квоту на высокотехнологичную помощь.
Надеяться, что пороки – это не про нас: мы ведь не курим и с профвредностями дела не имеем, не стоит. «Соломку подстелить» в любом случае – лучше. Главный врач ЦРД приводит в пример 28-летнюю пациентку, у которой уже имелся абсолютно здоровый ребенок и не было никаких отягчающих беременность факторов. А на УЗИ во время второй беременности была ясно видна диафрагмальная грыжа у плода. Женщину родоразрешали в Москве, новорожденного дважды прооперировали, и сейчас он жив-здоров, чего и всем желает.
– Важно не только встать на учет в женскую консультацию на раннем сроке, но и регулярно посещать ее. Если беременность без особенностей, десяти – двенадцати раз достаточно. А уж если что-то не так, надо сотрудничать с врачами по преодолению возникших трудностей, не считаясь ни с какими временными затратами, – говорит Елена Макарова.
Каждой женщине –
по монитору
Показатель перинатальной смертности в прошлом году в нашей области был достаточно низким – 6,6 случая на тысячу родившихся. По всем прогнозам он обязан был вырасти, ведь учреждения родовспоможения в соответствии с европейскими стандартами стали регистрировать детей от 500 граммов. Но число умерших младенцев даже чуть снизилось по сравнению с 2011 годом, и это – лучшее свидетельство того, что реформа в акушерско-гинекологической службе была проведена правильно. Решение о закрытии нескольких маломощных родильных отделений в районах, казавшееся широкой публике чисто экономической, а значит – непопулярной мерой, в свете такой цифири представляется единственно правильным. Разделение потоков рожениц в стационары разного уровня риска в зависимости от их состояния – тоже: в прошлом году в области впервые родами не умерла ни одна из 15 000 женщин!
Благодаря программе модернизации ЦРД вооружен до зубов: 35 единиц современного оборудования уже получено и 9 еще получено будет. Не каждый из приборов представляет собой чудо техники, как УЗИ-аппарат, что демонстрировал нам Владимир Карамушка. Но раньше в семиместной палате реанимации было всего два монитора слежения, а теперь их семь. Буквально завтра привезут еще одну систему фототерапии, чтобы все нуждающиеся в «солнечных ваннах» малыши могли их принимать без проблем.
Всего же в 2012-м в ЦРД родились 3792 ребенка, на 200 малышей больше, чем в году предыдущем. И что особенно приятно отметить, было всего 10 «отказных» детей, женщины все реже оставляют чад на попечение государства. В 2011-м таких бедолаг зарегистрировали 13, в 2010-м – 22. Единственная причина, на которую ссылаются женщины-кукушки, – тяжелое материальное положение.
Конечно, новый вид единовременного пособия ничье материальное положение радикально не улучшит. Но от каких-то бед, безусловно, убережет.
Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему