Общество
Покой под звездой и полумесяцем
- 09:00 26 февраля 2016
Анастасия КАЛИНИНА
Елена КУЗНЕЦОВА
На татарском кладбище в Горелках тихо и снежно. Место упокоения представителей народа, вот уже несколько веков живущего бок о бок с русскими, заметно отличается от привычных православных некрополей. Здесь нет оставленной на могилах еды и питья, а на обелисках лишь имена усопших, строки из Корана: «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены» – и полумесяц со звездой.
Размещать изображения покойного на могильной плите у мусульман не принято. Все обелиски обращены строго в одну сторону – на восход. Говорят, если правоверный не знает, в какой стороне Мекка, в сторону которой он должен возносить ежедневные молитвы, кладбище покажет верное направление. Различных построек, богатых семейных склепов, мавзолеев, а также гробниц шариат не одобряет, так как это унижает бедных.
В исламе, как и в других религиях, похороны имеют особое, сакральное значение. Для мусульман важно быть похороненным среди своих. Поэтому татарские кладбища обносятся забором – не от непрошеных гостей и не от любопытствующих. Просто потому, что на кладбище в день похорон проводить в скорбный путь приходят лишь мужчины. Поминальные обряды не сопровождаются алкогольными напитками, запрещенными в исламе. Так что забор – это чтобы не смущать своими обычаями представителей других народов и религий. А зайти в калитку, завязанную лишь веревочкой, может каждый. И каждый, помолившись за усопшего, может взять с его могилы мелкую монету, которую оставили предыдущие посетители.
На татарское кладбище в Горелках мы пришли с имамом Тульской области Ришатом Давыдовым. Сегодня здесь не хоронят – по санитарным нормам запрещено. Сравнительно недавно городские власти пошли навстречу исламской диаспоре и выделили новый участок на городском кладбище на Мыльной горе.
– Раньше в Туле хоронили еще в одном месте, – вспоминает Ришат Зиятдинович. – В районе ДКЖ, рядом с домом 167-а на улице Демонстрации сохранилось старое татарское кладбище. Оно было закрыто в 70-х годах прошлого века.
Городские легенды гласят, что тот старый некрополь – чуть ли не свидетель ордынских времен. Конечно, это лишь сказки. Но присутствие мусульман на Тульской земле имеет древние корни и прослеживается в отдельных артефактах с Х века. Так, в Щекинском районе на городище Супруты найдена коробочка-амулет для хранения сур. В настоящее время она находится в запасниках Государственного исторического музея в Москве.
Кладбище на улице Демонстрации появилось, скорее всего, в XIX веке. Как тогда, так и сейчас татары являлись самой многочисленной исламской диаспорой на территории Тульской области. Их количество в регионе увеличилось в разы в 30-х годах прошлого века. Тогда же возникли местные религиозные общины, руководимые неофициальными имамами. Несмотря на отсутствие у них статуса, священники фактически признавались местными властями, особенно на уровне администраций населенных пунктов. Известна переписка городской администрации Тулы с неофициальным имамом З. А. Давыдовым по вопросам татарского кладбища. Но исповедующих ислам народов в регионе гораздо больше: выходцы из Дагестана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, а также ряда стран Ближнего Востока. Все эти национальности придерживаются схожего обряда погребения.
Порядок похорон у мусульман понятный и простой. С усопшим прощаются, омывают тело, пеленают в специальную трехслойную белую ткань – справа налево женщин, слева направо – мужчин. Укрывается тканью лицо умершего и уже не открывается. Священник читает положенные молитвы, и мужчины относят тело на кладбище, где единоверцами, родственниками или соседями заранее выкопана могила.
– Перед лицом смерти все очень сильно меняются, – делится наблюдениями Ришат Зиятдинович. Был у меня случай, когда мужчина, атеист, хотел похоронить свою бабушку не по обычаю – наряженную в одежды и в гробу. Я поговорил с ним – мол, ты атеист, но бабушка твоя была мусульманка. Давай сделаем все по обряду? Он согласился...
Затем у мужчины умерла мать – и тогда уже он, не колеблясь, похоронил ее, как требует ислам.
– Я общался с ним потом. Он был такой успокоенный. Говорит, что часто приходит на могилу матери, говорит ей, что похоронил как надо. И вроде даже во сне она ему отвечает: «Спасибо, сынок», – рассказывает имам.
Кстати, ислам не приветствует бурное и долгое проявление скорби. Считается, что когда семья покойного оплакивает его, то он мучается. Вера требует переносить горе терпеливо. Терпение (сабр) считается у мусульман важной добродетелью.
Конечно, сегодня церемония погребения сильно зависит от светских порядков: проведения медосвидетельствования, получения документов на захоронение и других официальных нюансов. Дополнительную трудность добавляет необходимость хоронить покойного мусульманина в день смерти, в самом крайнем случае – на следующий день.
– Ко мне недавно обратилась супружеская пара из одного района Тульской области. У них умер отец 31 декабря, под Новый год. Люди были в растерянности – что делать, как быть, кого мы в канун всенародных гуляний найдем? Но религиозный порядок не оставляет места для сомнений – все должно быть сделано надлежащим образом по заведенному правилу. Новый год будет еще не раз. А церемонию прощания, отпевания и захоронения надо проводить как положено. Несмотря на грядущие праздники, мы успели собрать все документы и предали усопшего земле, – рассказывает имам.
Поминают умерших на седьмой день после похорон и на сороковой. Важные даты для посещения кладбищ – Рамазан и Курбан-
байрам. Впрочем, мусульманин может прийти на кладбище в любой день – чтобы побыть наедине с собой, поговорить с умершим и отчетливо понять, что все мы смертны.
Елена КУЗНЕЦОВА
На татарском кладбище в Горелках тихо и снежно. Место упокоения представителей народа, вот уже несколько веков живущего бок о бок с русскими, заметно отличается от привычных православных некрополей. Здесь нет оставленной на могилах еды и питья, а на обелисках лишь имена усопших, строки из Корана: «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены» – и полумесяц со звездой.
Размещать изображения покойного на могильной плите у мусульман не принято. Все обелиски обращены строго в одну сторону – на восход. Говорят, если правоверный не знает, в какой стороне Мекка, в сторону которой он должен возносить ежедневные молитвы, кладбище покажет верное направление. Различных построек, богатых семейных склепов, мавзолеев, а также гробниц шариат не одобряет, так как это унижает бедных.
В исламе, как и в других религиях, похороны имеют особое, сакральное значение. Для мусульман важно быть похороненным среди своих. Поэтому татарские кладбища обносятся забором – не от непрошеных гостей и не от любопытствующих. Просто потому, что на кладбище в день похорон проводить в скорбный путь приходят лишь мужчины. Поминальные обряды не сопровождаются алкогольными напитками, запрещенными в исламе. Так что забор – это чтобы не смущать своими обычаями представителей других народов и религий. А зайти в калитку, завязанную лишь веревочкой, может каждый. И каждый, помолившись за усопшего, может взять с его могилы мелкую монету, которую оставили предыдущие посетители.
На татарское кладбище в Горелках мы пришли с имамом Тульской области Ришатом Давыдовым. Сегодня здесь не хоронят – по санитарным нормам запрещено. Сравнительно недавно городские власти пошли навстречу исламской диаспоре и выделили новый участок на городском кладбище на Мыльной горе.
– Раньше в Туле хоронили еще в одном месте, – вспоминает Ришат Зиятдинович. – В районе ДКЖ, рядом с домом 167-а на улице Демонстрации сохранилось старое татарское кладбище. Оно было закрыто в 70-х годах прошлого века.
Городские легенды гласят, что тот старый некрополь – чуть ли не свидетель ордынских времен. Конечно, это лишь сказки. Но присутствие мусульман на Тульской земле имеет древние корни и прослеживается в отдельных артефактах с Х века. Так, в Щекинском районе на городище Супруты найдена коробочка-амулет для хранения сур. В настоящее время она находится в запасниках Государственного исторического музея в Москве.
Кладбище на улице Демонстрации появилось, скорее всего, в XIX веке. Как тогда, так и сейчас татары являлись самой многочисленной исламской диаспорой на территории Тульской области. Их количество в регионе увеличилось в разы в 30-х годах прошлого века. Тогда же возникли местные религиозные общины, руководимые неофициальными имамами. Несмотря на отсутствие у них статуса, священники фактически признавались местными властями, особенно на уровне администраций населенных пунктов. Известна переписка городской администрации Тулы с неофициальным имамом З. А. Давыдовым по вопросам татарского кладбища. Но исповедующих ислам народов в регионе гораздо больше: выходцы из Дагестана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, а также ряда стран Ближнего Востока. Все эти национальности придерживаются схожего обряда погребения.
Порядок похорон у мусульман понятный и простой. С усопшим прощаются, омывают тело, пеленают в специальную трехслойную белую ткань – справа налево женщин, слева направо – мужчин. Укрывается тканью лицо умершего и уже не открывается. Священник читает положенные молитвы, и мужчины относят тело на кладбище, где единоверцами, родственниками или соседями заранее выкопана могила.
– Перед лицом смерти все очень сильно меняются, – делится наблюдениями Ришат Зиятдинович. Был у меня случай, когда мужчина, атеист, хотел похоронить свою бабушку не по обычаю – наряженную в одежды и в гробу. Я поговорил с ним – мол, ты атеист, но бабушка твоя была мусульманка. Давай сделаем все по обряду? Он согласился...
Затем у мужчины умерла мать – и тогда уже он, не колеблясь, похоронил ее, как требует ислам.
– Я общался с ним потом. Он был такой успокоенный. Говорит, что часто приходит на могилу матери, говорит ей, что похоронил как надо. И вроде даже во сне она ему отвечает: «Спасибо, сынок», – рассказывает имам.
Кстати, ислам не приветствует бурное и долгое проявление скорби. Считается, что когда семья покойного оплакивает его, то он мучается. Вера требует переносить горе терпеливо. Терпение (сабр) считается у мусульман важной добродетелью.
Конечно, сегодня церемония погребения сильно зависит от светских порядков: проведения медосвидетельствования, получения документов на захоронение и других официальных нюансов. Дополнительную трудность добавляет необходимость хоронить покойного мусульманина в день смерти, в самом крайнем случае – на следующий день.
– Ко мне недавно обратилась супружеская пара из одного района Тульской области. У них умер отец 31 декабря, под Новый год. Люди были в растерянности – что делать, как быть, кого мы в канун всенародных гуляний найдем? Но религиозный порядок не оставляет места для сомнений – все должно быть сделано надлежащим образом по заведенному правилу. Новый год будет еще не раз. А церемонию прощания, отпевания и захоронения надо проводить как положено. Несмотря на грядущие праздники, мы успели собрать все документы и предали усопшего земле, – рассказывает имам.
Поминают умерших на седьмой день после похорон и на сороковой. Важные даты для посещения кладбищ – Рамазан и Курбан-
байрам. Впрочем, мусульманин может прийти на кладбище в любой день – чтобы побыть наедине с собой, поговорить с умершим и отчетливо понять, что все мы смертны.
