Общество

18:06, 09 августа 2016

Поляна из лоскутков

 Марина ПАНФИЛОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

На VII Международный конкурс-фестиваль народного творчества «Пестрая поляна» съехались мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Урала, Поволжья, Ростова-на-Дону, Краснодара, а также Эстонии, Украины. Он проходит один раз в два года и был впервые организован музеем-усадьбой «Ясная Поляна» 14 лет назад.

Экскурс
в прошлое
Родиной лоскутного шитья считается Англия, даже слово, его определяющее, во всем мире звучит на этом языке – квилт (quilt). У нас в России упоминания о данной технике встречаются уже в XIX веке: с поступлением в продажу дорогостоящего заморского ситца. С развитием отечественной мануфактуры даже ситцевые рубахи и сарафаны стали украшать не вышивкой, а лоскутным орнаментом. А экономные хозяйки умудрялись из малейших ситцевых клочков, оставшихся после раскроя одежды, создавать полезные вещи: одеяла, занавески, коврики, подушки и многое другое.
Как рассказали участницы конкурса «Пестрая поляна», ткань, или просто тряпочки, – материал уникальный. Его разрешено рвать, мять, складывать, скручивать, нашивать, прорезать: как фантазия подскажет. Можно использовать метры текстиля, а можно дорожить маленькими лоскутками, которые ценны своим цветом или историей.

«Пестрая...»
в Ясной
– То, что этот фестиваль зародился в нашем музее, – не случайно: продолжаются традиции, заложенные Львом Николаевичем, – отметила на открытии фестиваля директор «Ясной Поляны» Екатерина Толстая. – Писатель всячески поддерживал народное творчество, восхищался им. И потому в усадьбе проходят разные праздники – конкурсы фольклорных и этнографических коллективов, мастеров декоративно-прикладного искусства. А фестиваль «Пестрая поляна», на который собираются лучшие умельцы России, – событие поистине уникальное…
Председатель оргкомитета – заведующая отделом народного творчества музея-усадьбы Инна Красова рассказала, что в этом году заявки подали почти 300 человек, а в финал прошли 30 участников.
– Обычно мы выбираем 25 конкурсантов, но на этот раз жюри изменило формат: было много интересных, красивых работ, – объяснила Инна Леонидовна.
На «Пестрой поляне – 2016» представлены панно, выполненные в традиционной лоскутной технике. Их условное название – «Все оттенки синего»: художницы словно зашифровали в орнаментах и зимний лес, и летнее небо, и водную гладь с кувшинками – каждый видит по-своему, привлекая собственную фантазию.
Еще мастерицы изготовили тряпичных кукол в традиционных костюмах народов России. Фигурки высотой не больше полуметра наряжены очень тщательно –  их одежда, обувь, головные уборы выполнены не просто с соблюдением всех канонов, но и отображают собственный, неповторимый стиль каждого автора.
Есть на «Пестрой поляне» и коврики, выполненные в технике «уголки». У многих зрителей они  вызовут ностальгические воспоминания: бабушки в русских деревнях до сих пор создают такие шедевры.

«Хитро-мудро рукодельице»
Так затейливо назвала свою авторскую выставку Эльмира Губайдиллина из Санкт-Петербурга, обладатель Гран-при прошлого фестиваля. Показ работ победителей стал своеобразной традицией.
– Я очень переживала, готовясь к персональной выставке, – поделилась мастер. – Вдохновляло то, что у меня в жизни совпало два события – получение Гран-при и рождение внука, и некоторые вещи созданы специально для него.
Эльмира поясняет, что в этой выставке соединились Север и Восток.
– Я родилась неподалеку от Самарканда, сейчас живу в Питере, дружу с мастерицами из Архангельска, с которыми познакомилась на «Пестрой поляне», – говорит она. – Когда создаешь работу, ткань словно подсказывает, что именно следует отра­зить... Идея «Quilt по-русски», к примеру, сложилась после просмотра старинных американских одеял в Интернете: меня захватила гамма – цвета там «состаренные», глухие, и тряпочки словно сами сложились.

Связь с прошлым
В рамках «Пестрой поляны» прошли лекции, мастер-классы, открылось несколько экспозиций в Туле – в доме Крафта и в Ясной Поляне. Из Архангельской области были привезены «Домотканая
старина» из фондов Карпогорского районного дома народного творчества и народный костюм Пинежского района. Аппликации из ткани «В одной упряжке космос и земля» приехали из столицы.
В доме Волконского разместилась выставка «Мастерская Тамары Санчес», в которую вошли работы заслуженного художника России и ее учеников.
Тамара Санчес-Гайдабура – личность поистине легендарная. В 70-е годы прошлого века начала возрождать в нашей стране старинное искусство – лоскутную пластику.  Причем, будучи ярким дизайнером, профессиональным художником и дипломированным специалистом по текстилю, Тамара Ивановна смогла поднять эту технику до необычайных высот. Она создавала удивительные по красоте и смыслу панно, лоскутную бижутерию и даже… портреты, а еще придумала свой собственный авторский костюм «Геометрия лоскутных полей». Его многие
пытались повторить, но оригинальная специ­фическая технология Санчес так никому и не далась.
Художница известна и как коллекционер: она собрала уникальные образцы, сделанные руками умельцев из разных регионов России. Знатоки говорят, что эта коллекция может составить экспозицию весьма приличного музея и стать учебником по народному искусству.
Выставки работ Тамары Санчес проходят по разным городам, а еще она проводит благотворительные мастер-классы «Ткани Страны Советов», где в качестве исходного материала используется только отечественный ситец.
– Создавать гармоничные вещи может каждый, – уверена художница. – В основе данной техники – геометрия, от которой пошли многие направления в искусстве, в ней черпали вдохновение все художники-конструктивисты, и самый яркий из них – Малевич. Главное – вызволить из глубины души то, что является родовой культурой, вспомнить тот своеобразный «код», который в нас скрыт…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий