Общество

00:00, 05 августа 2017

Помоги себе сам

Антон АЛЕКСАНДРОВ
Сергей КИРЕЕВ

Наконец-то лето побаловало нас теплом. Вереницы машин потянулись к лесам и водоемам нашей области. И мало кто из нас задумывается, как будет выбираться с места отдыха в случае внезапного ливня. А после сильного дождя застрять на грунтовой дороге, моментально превратившейся в направление, может любой водитель. И тогда ни опыт, ни возраст роли не сыграют. И даже наличие внедорожника вряд ли поможет. Все же знают современную пословицу: чем круче джип, тем дальше идти за трактором. Конечно, можно сверять свои планы с прогнозом погоды, но нынешнее лето показало, что самый солнечный уик-энд моментально превращается в спасательную операцию.

Но не бросать же теперь любимую рыбалку, выезды в лес за грибами или на дачу: практически в любой ситуации можно найти выход и вызволить автомобиль самостоятельно. Главное – заранее быть готовым к неприятностям. Тогда выезды на природу принесут только приятные эмоции, а преодоление бездорожья будет расцениваться как еще одно приключение в выходной день.
Подготовиться ко всему, что может вас ожидать в стороне от асфальтированных дорог, невозможно, но есть минимальный набор средств первой необходимости, который стоит иметь, выезжая на природу.
Лопата. Незаменимая вещь: поможет откопать лишнюю землю или песок, освободить колеса. Подойдет даже саперная лопатка.
Топор. Небольшой топор много места в багажнике не займет, а нарубить веток, чтоб подложить их под колеса или для разведения костра, будет куда легче.
Трос. Желательно иметь пару тросов. Один может не выдержать, так как при вытаскивании из грязи тяговое усилие нужно куда большее, чем то, которое требуется при обычной буксировке.
Домкрат. Он пригодится, когда необходимо вызволить автомобиль из колеи.
Специальные устройства для преодоления сложных участков: цепи противоскольжения, внедорожные манжеты и сенд-траки. С таким оборудованием на бездорожье обычная легковушка сможет дать фору некоторым кроссоверам.
Вода. И попить, и в случае повреждения системы охлаждения залить в радиатор.
Но что же делать, если, несмотря на все приготовления и предосторожности, автомобиль все-таки застрял?
Первое и самое важное – не паниковать. Необходимо сразу вый­ти из машины и выяснить причину пробуксовки, тяжесть проблемы и возможные способы решения. Без этих действий даже не пытайтесь выехать, иначе есть вероятность «закопаться», и тогда наверняка без посторонней помощи машина этот участок не проедет.
Из грязевого плена старайтесь выезжать в том направлении, откуда вы приехали. Движение вперед только усугубит положение, и вытащить машину будет тяжелее. А ваша задача – дать автомобилю двигаться назад, чтобы опираться колесами там, где он уже проехал и накатал себе дорогу.
Если внедорожная ловушка имеет обозримые границы, то, откатившись назад, имеет смысл попытаться пройти препятствие «с ходу». Для этого стравите немного давление в шинах, до 1–1,5 атмосферы. Так автомобилю будет легче передвигаться по раскисшему грунту. Сделать это можно с помощью манометра или на глаз. Далее на второй передаче пытаемся двигаться внатяг, не допуская срыва колес в пробуксовку. Если с первого раза не получилось, откатываемся и повторяем упражнение. Способ рабочий на 100 процентов, но только для несложных препятствий, имеющих определенные границы.
Откат назад не получился? Значит не хватает сцепления колесам. Руки не опускаем, опускаем домкрат. Прямо в грязь, пытаясь поднять сторону машины или колесо. Если это удалось, то подкладываем все, что найдется поблизости: ветки, камни, еловый лапник. Необходимо сделать достаточно устойчивое основание под колесом или колесами, а также на расстоянии хотя бы двух метров в сторону движения. Проделываем эти манипуляции и с колесами с другой стороны. После этого повторяем попытку выбраться с ходу.
Если автомобиль не трогается с места, то пробуем раскачать его быстрыми переключениями первой передачи и заднего хода. Так называемая раскачка помогает пройти критическое место или преодолеть притяжение грязи. Но есть одно «но». Применять ее стоит только на механических КПП. Автомату, а тем более вариатору это делать противопоказано. Если у вас не механика, то сенд-траки и цепи противоскольжения окажут достаточную помощь в вызволении авто из грязевого плена, усиливая сцепление с ненадежным основанием.
Не очень быстрый, но один из самых надежных способов выбраться – взять лопату и расчистить дорогу. Копать придется много: спереди или за автомобилем, под днищем или освобождая колеса. Осуществлению этого способа может помешать только отсутствие той самой лопаты.
Если и откопаться не удалось, и все средства испробованы, а машина сидит в грязи очень глубоко – надо искать буксир.
Для этого определите, где находится дорога или ближайший населенный пункт. Именно там есть вероятность встретить внедорожник, грузовой автомобиль или трактор, который вам сможет помочь. Если на участке, где вы завязли в грязи, ловит Интернет, можно поискать местные клубы любителей внедорожной езды, они часто оказывают такие услуги за небольшое вознаграждение.
Существуют еще и «дедовские» способы, как в одиночку достать автомобиль из западни.
Первый применим при наличии столба или дерева вблизи машины. Буксировочный трос необходимо сложить вдвое, с одной стороны обернуть вокруг дерева, а с другой – зацепить за автомобиль. Примерно в середине троса пропустить палку и начать вращать ее. Трос будет закручиваться, а его длина уменьшаться. Этих усилий хватит, чтобы вытянуть автомобиль из грязи.
Второй способ – это самодельный аналог внедорожных манжет. Необходимо привязать к колесу доску перпендикулярно протектору, закрепляя ее через отверстия в диске. При вращении колеса доска будет опираться на грунт, что поможет вам проехать небольшое расстояние. Главное – следите, чтобы доска не повредила автомобиль.
Все вышеперечисленные способы борьбы с бездорожьем опробованы не раз. Конечно, при их применении следует учитывать отдельные факторы и индивидуальные особенности своего авто. Но зная, как себе помочь в сложной ситуации, вы не остановитесь перед препятствием и сможете увидеть намного больше красивых мест нашей области и за ее пределами.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему