Общество

18:19, 02 сентября 2015

Последний полет дальнего разведчика

 Сергей МИТРОФАНОВ
 waralbum.ru

В наши дни получила продолжение история, о которой впервые узнал в девяностые годы известный тульский поисковик Олег Золотарев, изучавший в подмосковном городе Подольске документы Центрального архива Министерства обороны России. Тогда следопыт обнаружил интересную информацию, связанную с воздушными боями в нашем регионе в период Великой Отечественной войны.

«Самолет загорелся…»
 «3 сентября 1942 года. Сбит Ю-88, самолет загорелся и взорвался в воздухе, отдельные части упали в шести километрах юго-восточнее Брусового», – такую любопытную выписку сделал из авиационных отчетов Олег Александрович. Брусовое – это название деревни в Дубенском районе. Так сложилось, что многие туляки до сих пор убеждены в том, что «ястребы» люфтваффе кружили над нашей областью лишь до конца 1941 года. Мол, после декабрьского контрнаступления Красной армии враг отошел на приличное расстояние от Тулы и потом носа к нам уже не совал. Между тем дерзкие пираты Геринга проносились над нашими городами и весями и в 1942 году, и даже в конце 1943-го. Так, в Государственном архиве региона хранится дело «Оперативные сводки штаба МПВО города Тулы о действиях вражеской авиации на территории районов». С грифом «хранить постоянно». Сводки эти занимают аж 297 листов. Судя по бесценным документам, 11 сентября 1943 года на высоте две тысячи метров над городом Калугой (а она когда-то входила в состав нашей области) в 22 часа 6 минут «отметился» тяжелый вражеский истребитель Ме-110. Бомб «залетчик» не сбрасывал. Тем не менее советская артиллерия открыла по нему огонь. Попали или нет зенитчики – не сообщается.
А 12 октября – опять-таки над Калугой – чужаки появлялись дважды. Сначала в 20 часов 5 минут над городом пронесся истребитель Ме-109. А в 21 час на высоте два километра прошел Ю-88. И, наконец, официально последний раз в 1943 году появление над Тульской областью пилотов люфтваффе было отмечено 5 ноября. Традиционно – в вечернее время суток. В этот раз гитлеровцы, памятуя о наших недружелюбных зенитчиках, поднялись над Калугой повыше – на 4 километра. В 22 часа 55 минут Ю-88 сбросил три фугасные авиабомбы весом по сто килограммов каждая. Кстати, во время этого налета артиллеристы почему-то не стреляли. «Приветы с неба» упали на поле.

Кого сбили над Дубенским районом?
Ну а теперь пора вернуться в 1942-й, в Брусовое. Долгое время никто из тульских искателей не знал, кого же именно завалил отважный и умелый советский летчик 3 сентября. На помощь пришел известный российский историк авиации Александр Заблотский из города Таганрога Ростовской области – один из авторов справочников «В прицеле Ме-110» и «В прицеле ФВ-189».
Заблотский сообщал, что из вражеских кандидатур подходит только дальний разведчик Ju88D-1, способный развить скорость до 400 с лишним километров в час и подняться на высоту свыше 8000 метров. «Юнкерс», имевший несколько пулеметов и снабженный аэрофотоаппаратами, относился к части  «Авиакомандование Восток».
У Ю-88 был в тот день боевой вылет. Районом выполнения задания для экипажа являлась некая Дубровка. Причина потери «дальника» германскому начальству была неизвестна. Вероятно, в момент атаки летчики не успели или не смогли ничего передать на базу. Заводской номер самолета – 430335. На борту находились пилот унтер-офицер Ф. Шляйх, штурман лейтенант Д. Альтхофф, борт-радист унтер-офицер Й. Лошек и борт-стрелок ефрейтор Х. Шустер.  
До недавних пор в этой истории оставалось много вопросов. Кто именно из советских летчиков уничтожил этот дальний разведчик? При каких обстоятельствах это случилось?

Атаки ложные и реальные
Ответы на них удалось получить, после того как в этом году заработал сайт pamyat-naroda.ru, который уже пользуется среди историков и поисковиков огромной популярностью. Там был размещен журнал боевых действий частей 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
Командир дивизии полковник Торопчин, военком полковой комиссар Западалов и начальник штаба майор Рыженко сообщали «наверх» следующее: 3 сентября 1942 года в 9 часов 35 минут с аэродрома «Хомяково» на перехват Ю-88 был выпущен командир эскадрильи 787-го
истребительного авиаполка старший лейтенант Борис Пирожков. «Наведение, согласно донесениям постов ВНОС (вой­ска воздушного наблюдения, оповещения и связи. – Авт.), производилось по радио», – говорится в документе.
В 9.54 на высоте 8 тысяч метров в районе Хомякова офицер заметил вражеский самолет и начал его преследование. Немец, стараясь скрыться, резко изменил курс по маршруту Таруса – Алексин – Дубна. Пирожков, производя ложные атаки с дистанции 400–500 метров, измотал стрелка. Немец вел сильный пулеметный огонь и в итоге расстрелял весь боезапас.
Как только ефрейтор Х. Шустер «замолчал», Пирожков подошел к самолету противника и с дистанции 70–100 метров сзади, справа и слева произвел четыре, уже реальные, атаки со стрельбой.
«Юнкерс» загорелся и взорвался в воздухе – сначала отвалилась левая плоскость, затем правая. Горящие части упали в шести километрах юго-восточнее Брусового. Из состава экипажа на месте падения было найдено три трупа.
Самолет Пирожкова тоже получил «ранения» – Шустер все-таки оказался шустрым стрелком: три пулевые пробоины плюс повреждение воздушной системы левого колеса.
Документ интересен еще и тем, что в нем сообщается, сколько боеприпасов израсходовал наш авиатор в том бою: 120 снарядов ШВАК и 550 патронов ШКАС. Факт уничтожения самолета подтвердили интендант 2-го ранга Польман и правление колхоза «Красный партизан».
А еще в журнале боевых действий частей 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО указано: 787-й ИАП в сентябре 1942-го произвел 173 самолетовылета, из них на патрулирование – 140 и на перехват – 33. За этот период было проведено шесть воздушных боев, в результате которых удалось сбить один Ю-88. Это и был тот самый «юнкерс», упоминание о котором нашел в 90-е годы в архиве Минобороны поисковик Олег Золотарев.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему