Общество
Повелитель идей и открытий
- 18:59 27 июля 2015
Василий БЕСКОВ
Сегодня исполнилось 90 лет одному из выдающихся ветеранов тульского АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова», лауреату Ленинской премии Киму Демидову. Он защищал родину в Великую Отечественную, затем конструировал оружие, гарантировавшее нам мир, и до сих пор остается творцом и созидателем тульской оборонки.
Годы тревожной юности
Сегодня уже нужно объяснять, откуда у нашего героя такое имя. Ким – это в расшифровке Коммунистический интернационал молодежи, в честь которого в 1925 году назвали немало детей в Советском Союзе. Демидов родился в Москве в семье сменного директора автозавода АМО (будущий ЗиЛ) и студентки рабфака Московского университета. Отец Кима был убежденным коммунистом, воевал в Первую мировую и Гражданскую, а потому выбор необычного имени вполне понятен.
В 1932 году Василий Демидов попал под репрессии и был отправлен в окрестности Воркуты строить Северо-Печерскую дорогу. Спешно пришлось покинуть Москву и семье вместе с маленьким Кимом и его младшей сестрой – в ту пору родным осужденных запрещалось жить в столице. Отправились к родственникам в Краснодар, где был жуткий голод. Здесь Ким тяжело заболел: с дизентерией справились, а лечиться от малярии пришлось ехать в Тверскую губернию, в село Горицы, где он и остался учиться в девятилетке. Именно в школе проявился впервые интерес Демидова к оружию: мастерил из подручного материала различные стреляющие устройства, благо в семье со стародавних времен осталась мастерская, инструмент, заготовки лож.
В 1936 году отцу Кима разрешили вызвать на поселение семью, и с сестрой и матерью они отправились в Республику Коми. Но уже в 1937-м Василий Демидов попал под вторую волну репрессий, в которой, получив десять лет без права переписки, и сгинул.
Мать, с двумя детьми и беременную третьим, выгнали из комнаты. С трудом они нашли пристанище в Коми-Зырянском поселке, чтобы перезимовать и двинуться в путь, вновь в Тверскую губернию, которая к тому времени стала Калининской областью.
Ким вернулся в школу в Горицах. Здесь он проявил себя как умелый и подготовленный парень: отлично справлялся с нормами комплекса «Будь готов к труду и обороне», был силен в строевой подготовке, рукопашном бое, стал лучшим в стрельбе из винтовки, овладел навыками химической защиты. И когда к селу подошли немцы, вместе с другими старшеклассниками не только дежурил на постах проверки беженцев, но и наблюдал с церковной верхотуры за перемещением немецких самолетов, чтобы потом эту информацию получили наши войска.
В декабре 1942 года Демидов стал единственным среди одноклассников, кому не прислали повестку, – он считался сыном врага народа. Зато уже в январе 1943-го вместе с ней ему вручили комсомольский билет. А аттестат с одними пятерками Киму выправили уже тогда, когда он был на фронте. После учебки, где он благодаря отличной подготовке заметно выделялся среди остальных призывников, а также помогал готовить новичков, Демидова отправили подо Ржев в составе 19-й механизированной бригады 2-й Гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта. Его назначили комсоргом батальона и командиром отделения разведки, в котором были собраны согласившиеся воевать молодые уголовники. Ким был их значительно моложе, но они отнеслись к нему очень хорошо, как могли, оберегали, подарили финский нож. Вечерами Демидов рассказывал уголовникам о ядерной физике, пересказывал художественные книги – его с удовольствием слушали. Когда у Кима пропали очки, уголовники раздобыли ему целый мешок очков – на выбор.
Военная биография Демидова богата событиями: сначала были Западная Украина и Белоруссия, где ловили по лесам бандеровцев и власовцев, затем бои в Польше, Померании, Германии, где, уже переправившись через Одер, Ким получил осколочное ранение в лицо. Чудом оставшись в живых, с перевязанным лицом – так, что видны были только глаза и рот, он сбежал из госпиталя и двое суток догонял свою часть. День Победы Демидов встретил в 16 километрах западнее Берлина, где его часть отрезала немцам пути к отступлению. За участие в этих боевых действиях Ким Васильевич награжден медалью «За отвагу», двумя медалями «За освобождение Варшавы» (от советского и польского правительств), медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны II степени.
Талант сверхвысокой скорости
Отслужившего пять лет в Германии Демидова в 1950 году приняли без экзаменов в Московское техническое училище имени Баумана с пакетом предлагаемых разработок образцов вооружения, которые потом руководство факультета использовало при выдаче заданий по дипломному проектированию. Ким учился блестяще, получал именную сталинскую стипендию.
Сказывался и военный опыт: Демидов подмечал, как работают образцы советской и немецкой техники, как ее можно улучшить. В 1956 году его, окончившего вуз с отличием и получившего квалификацию инженера-механика, направили в тульское ЦКБ-14, как в ту пору называлось КБП.
И здесь дебют получился великолепным. Когда Ким пришел оформляться на работу, он увидел на стене в бюро объявление о конкурсе по доработке конструкции 30-мм авиационной скорострельной револьверной пушки, разрабатываемой конструктором Силиным. Демидова это заинтересовало, и, еще будучи на испытательном сроке, он выиграл конкурс и получил первую премию. Конечно, такой громкий успех не остался незамеченным: начальник ЦКБ-14 Игорь Дмитриев прикрепил к Демидову слесаря и предоставил право вести доработку самостоятельно.
В научно-исследовательском отделе № 9, куда зачислили Демидова, он самостоятельно занимался созданием легкогазовой пушки со сверхвысокой (космической) начальной скоростью. Снаряд с помощью давления порохового газа можно разогнать до максимальной скорости – 2,5 километра в секунду, поэтому для увеличения данного показателя Ким Васильевич в 1956–1962 годах проводил опыты с использованием гелия. На ряде разработанных им установок ТКБ ему удалось достичь скорости метания до 5,4 километра в секунду. Результаты экспериментов Демидова затем использовали в научно-исследовательских институтах, а сам он получил Мосинскую премию.
В 1959 году Ким Васильевич сформировал техническое предложение по созданию принципиально нового образца военной техники – автоматического комплекса активной защиты танка от противотанковых кумулятивных снарядов и ракет, в том числе запускаемых с вертолета. Демидов предложил обнаруживать и уничтожать их на конечном участке траектории в безопасной для танка зоне. По его задумке, в основе комплекса защиты должен лежать секторный принцип, когда защищаемая зона делится на несколько секторов, в каждом из которых расположены системы вооружения с защитными боеприпасами. Алгоритм работы комплекса сводится к обнаружению летящего противотанкового снаряда, измерению параметров его движения, определению сектора, в котором происходит нападение, и к пуску в соответствующий момент защитного боеприпаса, который подрывается и нейтрализует противотанковый снаряд. Основными частями комплекса являются система вооружения и система обнаружения и управления. Указанные принципы воплотили в автоматическом комплексе активной защиты танков «Дрозд», который был принят на вооружение Советской армии в 1983-м,
а годом позже Киму Демидову за создание вооружения принципиально нового типа присудили Ленинскую премию.
В середине 60-х по инициативе юбиляра в КБП начали создание еще одного уникального для отечественной оборонки оружия – подствольного гранатометного комплекса. Необходимость в нем диктовали сами условия сражения с использованием пехоты: стрелковое оружие эффективно не на любом рельефе, а гранаты ограничены в дистанции ведения боя. Демидов предложил новую двухступенчатую безгильзовую баллистическую схему построения подствольного гранатометного комплекса, то есть собственно гранатомета и гранаты к нему. Конструкция боеприпаса такова, что обеспечивает высокие баллистические характеристики. В итоге оружие, спроектированное Демидовым совместно с молодыми инженерами Ребриковым и Телешем, показало отличные результаты на испытаниях, а также обеспечило преимущество над американским аналогом: разработка тульского КБП оказалась более скорострельной и эффективной в поражении целей.
И гранатомет, и отбойный
молоток
Талант Кима Васильевича проявился и в гражданских разработках. В 1986 году он представил виброзащищенный отбойный пневматический молоток. В основу защиты лег вакуумный амортизатор, который он ранее предложил использовать в противотанковых ружьях, чтобы смягчить отдачу после выстрелов. Для проверки эффекта на отбойный молоток с опытным амортизатором поставили стакан с водой – и при включении инструмента вода в стакане даже не колебалась. Оценили новый аппарат и горняки шахт «Никулинская» и «Липковская»: вибрация отбойных молотков, которыми они работали всю смену, до сей поры была большой проблемой.
Широчайший спектр научных и конструкторских интересов – визитная карточка Кима Васильевича Демидова. Мощная подготовка, пытливый ум, склонность к анализу и совершенствованию – его неотъемлемые качества. Он активен, жизнелюбив, с удовольствием участвует в жизни предприятия. В рабочем блокноте Демидова – свыше полутора тысяч самых разных технических решений, которые исследовал или он сам, или его ученики. Конечно, оборонная отрасль такова, что далеко не все они реализованы в тех или иных разновидностях оружия. Но важно стремление, важен творческий порыв, а в этих качествах Киму Васильевичу равных мало.
Товарищи и коллеги по работе, большой коллектив КБП, все, кто знает и ценит конструкторский талант Кима Васильевича Демидова, поздравляют его с юбилеем и желают ему здоровья, долгих лет жизни и дальнейших творческих успехов.
Сегодня исполнилось 90 лет одному из выдающихся ветеранов тульского АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова», лауреату Ленинской премии Киму Демидову. Он защищал родину в Великую Отечественную, затем конструировал оружие, гарантировавшее нам мир, и до сих пор остается творцом и созидателем тульской оборонки.
Годы тревожной юности
Сегодня уже нужно объяснять, откуда у нашего героя такое имя. Ким – это в расшифровке Коммунистический интернационал молодежи, в честь которого в 1925 году назвали немало детей в Советском Союзе. Демидов родился в Москве в семье сменного директора автозавода АМО (будущий ЗиЛ) и студентки рабфака Московского университета. Отец Кима был убежденным коммунистом, воевал в Первую мировую и Гражданскую, а потому выбор необычного имени вполне понятен.
В 1932 году Василий Демидов попал под репрессии и был отправлен в окрестности Воркуты строить Северо-Печерскую дорогу. Спешно пришлось покинуть Москву и семье вместе с маленьким Кимом и его младшей сестрой – в ту пору родным осужденных запрещалось жить в столице. Отправились к родственникам в Краснодар, где был жуткий голод. Здесь Ким тяжело заболел: с дизентерией справились, а лечиться от малярии пришлось ехать в Тверскую губернию, в село Горицы, где он и остался учиться в девятилетке. Именно в школе проявился впервые интерес Демидова к оружию: мастерил из подручного материала различные стреляющие устройства, благо в семье со стародавних времен осталась мастерская, инструмент, заготовки лож.
В 1936 году отцу Кима разрешили вызвать на поселение семью, и с сестрой и матерью они отправились в Республику Коми. Но уже в 1937-м Василий Демидов попал под вторую волну репрессий, в которой, получив десять лет без права переписки, и сгинул.
Мать, с двумя детьми и беременную третьим, выгнали из комнаты. С трудом они нашли пристанище в Коми-Зырянском поселке, чтобы перезимовать и двинуться в путь, вновь в Тверскую губернию, которая к тому времени стала Калининской областью.
Ким вернулся в школу в Горицах. Здесь он проявил себя как умелый и подготовленный парень: отлично справлялся с нормами комплекса «Будь готов к труду и обороне», был силен в строевой подготовке, рукопашном бое, стал лучшим в стрельбе из винтовки, овладел навыками химической защиты. И когда к селу подошли немцы, вместе с другими старшеклассниками не только дежурил на постах проверки беженцев, но и наблюдал с церковной верхотуры за перемещением немецких самолетов, чтобы потом эту информацию получили наши войска.
В декабре 1942 года Демидов стал единственным среди одноклассников, кому не прислали повестку, – он считался сыном врага народа. Зато уже в январе 1943-го вместе с ней ему вручили комсомольский билет. А аттестат с одними пятерками Киму выправили уже тогда, когда он был на фронте. После учебки, где он благодаря отличной подготовке заметно выделялся среди остальных призывников, а также помогал готовить новичков, Демидова отправили подо Ржев в составе 19-й механизированной бригады 2-й Гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта. Его назначили комсоргом батальона и командиром отделения разведки, в котором были собраны согласившиеся воевать молодые уголовники. Ким был их значительно моложе, но они отнеслись к нему очень хорошо, как могли, оберегали, подарили финский нож. Вечерами Демидов рассказывал уголовникам о ядерной физике, пересказывал художественные книги – его с удовольствием слушали. Когда у Кима пропали очки, уголовники раздобыли ему целый мешок очков – на выбор.
Военная биография Демидова богата событиями: сначала были Западная Украина и Белоруссия, где ловили по лесам бандеровцев и власовцев, затем бои в Польше, Померании, Германии, где, уже переправившись через Одер, Ким получил осколочное ранение в лицо. Чудом оставшись в живых, с перевязанным лицом – так, что видны были только глаза и рот, он сбежал из госпиталя и двое суток догонял свою часть. День Победы Демидов встретил в 16 километрах западнее Берлина, где его часть отрезала немцам пути к отступлению. За участие в этих боевых действиях Ким Васильевич награжден медалью «За отвагу», двумя медалями «За освобождение Варшавы» (от советского и польского правительств), медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны II степени.
Талант сверхвысокой скорости
Отслужившего пять лет в Германии Демидова в 1950 году приняли без экзаменов в Московское техническое училище имени Баумана с пакетом предлагаемых разработок образцов вооружения, которые потом руководство факультета использовало при выдаче заданий по дипломному проектированию. Ким учился блестяще, получал именную сталинскую стипендию.
Сказывался и военный опыт: Демидов подмечал, как работают образцы советской и немецкой техники, как ее можно улучшить. В 1956 году его, окончившего вуз с отличием и получившего квалификацию инженера-механика, направили в тульское ЦКБ-14, как в ту пору называлось КБП.
И здесь дебют получился великолепным. Когда Ким пришел оформляться на работу, он увидел на стене в бюро объявление о конкурсе по доработке конструкции 30-мм авиационной скорострельной револьверной пушки, разрабатываемой конструктором Силиным. Демидова это заинтересовало, и, еще будучи на испытательном сроке, он выиграл конкурс и получил первую премию. Конечно, такой громкий успех не остался незамеченным: начальник ЦКБ-14 Игорь Дмитриев прикрепил к Демидову слесаря и предоставил право вести доработку самостоятельно.
В научно-исследовательском отделе № 9, куда зачислили Демидова, он самостоятельно занимался созданием легкогазовой пушки со сверхвысокой (космической) начальной скоростью. Снаряд с помощью давления порохового газа можно разогнать до максимальной скорости – 2,5 километра в секунду, поэтому для увеличения данного показателя Ким Васильевич в 1956–1962 годах проводил опыты с использованием гелия. На ряде разработанных им установок ТКБ ему удалось достичь скорости метания до 5,4 километра в секунду. Результаты экспериментов Демидова затем использовали в научно-исследовательских институтах, а сам он получил Мосинскую премию.
В 1959 году Ким Васильевич сформировал техническое предложение по созданию принципиально нового образца военной техники – автоматического комплекса активной защиты танка от противотанковых кумулятивных снарядов и ракет, в том числе запускаемых с вертолета. Демидов предложил обнаруживать и уничтожать их на конечном участке траектории в безопасной для танка зоне. По его задумке, в основе комплекса защиты должен лежать секторный принцип, когда защищаемая зона делится на несколько секторов, в каждом из которых расположены системы вооружения с защитными боеприпасами. Алгоритм работы комплекса сводится к обнаружению летящего противотанкового снаряда, измерению параметров его движения, определению сектора, в котором происходит нападение, и к пуску в соответствующий момент защитного боеприпаса, который подрывается и нейтрализует противотанковый снаряд. Основными частями комплекса являются система вооружения и система обнаружения и управления. Указанные принципы воплотили в автоматическом комплексе активной защиты танков «Дрозд», который был принят на вооружение Советской армии в 1983-м,
а годом позже Киму Демидову за создание вооружения принципиально нового типа присудили Ленинскую премию.
В середине 60-х по инициативе юбиляра в КБП начали создание еще одного уникального для отечественной оборонки оружия – подствольного гранатометного комплекса. Необходимость в нем диктовали сами условия сражения с использованием пехоты: стрелковое оружие эффективно не на любом рельефе, а гранаты ограничены в дистанции ведения боя. Демидов предложил новую двухступенчатую безгильзовую баллистическую схему построения подствольного гранатометного комплекса, то есть собственно гранатомета и гранаты к нему. Конструкция боеприпаса такова, что обеспечивает высокие баллистические характеристики. В итоге оружие, спроектированное Демидовым совместно с молодыми инженерами Ребриковым и Телешем, показало отличные результаты на испытаниях, а также обеспечило преимущество над американским аналогом: разработка тульского КБП оказалась более скорострельной и эффективной в поражении целей.
И гранатомет, и отбойный
молоток
Талант Кима Васильевича проявился и в гражданских разработках. В 1986 году он представил виброзащищенный отбойный пневматический молоток. В основу защиты лег вакуумный амортизатор, который он ранее предложил использовать в противотанковых ружьях, чтобы смягчить отдачу после выстрелов. Для проверки эффекта на отбойный молоток с опытным амортизатором поставили стакан с водой – и при включении инструмента вода в стакане даже не колебалась. Оценили новый аппарат и горняки шахт «Никулинская» и «Липковская»: вибрация отбойных молотков, которыми они работали всю смену, до сей поры была большой проблемой.
Широчайший спектр научных и конструкторских интересов – визитная карточка Кима Васильевича Демидова. Мощная подготовка, пытливый ум, склонность к анализу и совершенствованию – его неотъемлемые качества. Он активен, жизнелюбив, с удовольствием участвует в жизни предприятия. В рабочем блокноте Демидова – свыше полутора тысяч самых разных технических решений, которые исследовал или он сам, или его ученики. Конечно, оборонная отрасль такова, что далеко не все они реализованы в тех или иных разновидностях оружия. Но важно стремление, важен творческий порыв, а в этих качествах Киму Васильевичу равных мало.
Товарищи и коллеги по работе, большой коллектив КБП, все, кто знает и ценит конструкторский талант Кима Васильевича Демидова, поздравляют его с юбилеем и желают ему здоровья, долгих лет жизни и дальнейших творческих успехов.
