Общество

20:20, 24 сентября 2013

Проекты и прожекты

В биографии Тульской области как административно-территориальной единицы, образованной 26 сентября 1937 года, много страниц и событий не только регионального, но и общегосударственного значения. Это и героическая оборона Тулы, положившая начало разгрому немецко-фашистских войск под Москвой, и рекордное по срокам восстановление шахт Мосбасса, обеспечивавших топливом во время  Великой Отечественной войны всю Центральную Россию, и огромный вклад в послевоенное перевооружение Советской Армии, и создание мощной индустрии. Жителям региона есть  чем гордиться и что вспомнить, но есть и над чем задуматься с позиций нашего времени…

В 1946 году Тульский обл­исполком принял постановление об освоении и эксплуатации малых рек, реализацией которого занялось специально созданное управление. Намечалось, в частности, для поднятия уровня воды соорудить гидроузлы в Туле, Крапивне и Дубенском районе. Тем временем в Белеве срочно построили несколько барж, из Москвы пришла пара буксиров, и в навигацию следующего, 1947 года через одну только пристань на Упе у металлургического завода (нынешнего Тулачермета) прошло две тысячи тонн грузов. На дальнейшее освоение реки была выделена немалая по тем временам сумма – 200 тысяч рублей.
Тогда, при послевоенной нехватке автотранспорта и почти полном бездорожье, грузовое (да и пассажирское) внутриобластное судоходство могло стать хорошим выходом из сложного положения. И действительно, оно в какой-то мере облегчило ситуацию. Но возникли трудности с финансированием, внимание власти отвлекли другие неотложные задачи – словом, работы были постепенно свернуты. Сложно сейчас предположить, как развивалась бы ситуация, если бы проект все-таки довели до конца. Но кто знает, может, не иссяк бы тогда летом 2003-го в Новомосковске ручеек, дающий начало Дону-батюшке? И в жару не переходили бы Оку вброд коровы у музея-усадьбы художника-передвижника Василия Поленова, а рыболовы даже самого большого роста не сумели бы в высоких сапогах добираться до середины Упы у оружейного завода в Туле?
Не та уж ныне и полноводная некогда Воронка, где любил купаться Лев Толстой, – она превратилась в заиленную речушку. Лишь в последние годы ведутся работы по очистке и углублению русел Упы и Воронки, да и то в основном в пределах областного центра. А ведь в нашем регионе насчитывается около 1700 рек и речушек!
Так интересный проект 1946 года превратился в прожект. Были в советские времена и другие примеры подобных превращений, но куда больше их – в новейшей истории.
«Из подчинения республиканскому Министерству торговли вывел предприятия оптовой торговли глава администрации области Николай Севрюгин. Он убежден, что это поможет насытить прилавки магазинов товарами тульского производства», – сообщали центральные средства массовой информации в декабре 1991 года. Благой расчет не оправдался. Магазинные полки пустовали по-прежнему, продукты отпускались по талонам и спискам: сахара – по 1 кг, макаронных изделий – по 500 граммов, крупы – по 700 граммов  на человека в месяц. Ситуацию подогревали разговоры о предстоящей либерализации цен, вызвавшие ажиотажный спрос на все. В конце года даже за хлебом в Туле стояли чуть ли не тысячные очереди.
Пытаясь удержать контроль за обстановкой, Николай Васильевич в целях социальной защиты населения сохранил талоны и списки на период перехода к свободным ценам. Кроме того, ограничил для первой декады января 1992 года закупочные цены на скот и молоко, разослал руководителям хозяйств телеграммы с просьбой сдавать эти продукты на  переработку не дороже 20 и 5 рублей за килограмм, но и это не особенно помогло. «Торговля ошеломляет покупателя не только высокой стоимостью продуктов, но и разнобоем цен, – отмечалось в центральных изданиях 5 января. – Сливочное масло, например, в разных магазинах стоит от 70 до 147 рублей, что в 10–20 раз больше прежнего, сметана – от 44 до 80 рублей (рост в 15–20 раз), вареная колбаса – 100–120 рублей, пельмени – до 75 рублей. Не пользуется большим спросом в праздничные дни даже водка по 29 рублей за 330-граммовую бутылку. Однако работники торговли уверены: товар пойдет и по этим высоким ценам, едва у населения иссякнут прошлогодние запасы».
В первые месяцы свободы розничных цен администрация области дотировала наиболее важные продовольственные товары, ежедневно затрачивая на это до 3 миллионов рублей. Региональной казны хватило ненадолго: с 30 марта дотации на молочные изделия, растительное масло, сахар, спички и соль были отменены, что вызвало раздражение населения. Но в итоге рынок сам все отрегулировал: в достатке появились и продукты, и промтовары, были бы только деньги…
Кстати, именно Николай Севрюгин первым провозгласил цель добиться самоокупаемости и самофинансирования Тульской области. Эту идею в той или иной мере поддерживали и все последующие губернаторы, но пока она так и остается только проектом.
Еще в 1929 году первый красный директор патронного завода и по совместительству председатель горсовета в 1922–1925 годах Сергей Иванович Степанов (1876, Тула – 1935), учитывая высокую квалификацию тульских рабочих, безуспешно предлагал Сталину организовать в городе оружейников производство автомобилей. Неизвестно, знал ли об этом сменивший Севрюгина в губернаторском кресле Василий Александрович Стародубцев, но он стремился привести в регион высокотехнологичные и доходные производства. Естественно, в меру собственных сил и умений. В результате – целый ряд неудачных и нереализованных проектов. Среди них – пресловутый неф­теперерабатывающий завод, сборка на комбайновом заводе самоходных «Клаасов» и пластмассовых автомобилей «Мишка», металлургический завод по выплавке губчатого железа «Новосталь» на базе расформированного секретного военного городка Тула-50…
Зарекомендовав себя при социализме рыночником, создатель первого в СССР агропромышленного объединения «Новомосковское» в условиях рынка во многом сохранил социалистические подходы – в частности, недостаточную экономическую проработку проектов и излишнюю доверчивость к потенциальным парт­нерам. На такой «крючок» попался и преемник Стародубцева на посту губернатора Вячеслав Дудка. На церемонии инаугурации в 2010 году он проанонсировал «проект века» по сборке в Туле автобусов «Hyundai». Сменщик Дудки у руля областной власти отказался от этого соглашения, мотивируя это тем, что инвесторы, которые собирались организовать сборку, сами готовы были вложить всего около 500 тысяч долларов, а от региона просили предоставить площадку и помощь в получении кредита в Сбербанке более 15 миллионов долларов. Как справедливо заметил новый губернатор, вряд ли такие проекты можно назвать выгодными для области.
Валерий РУДЕНКО
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему