Общество

09:00, 28 июня 2013

Прогулка по полосе препятствий

Каждый день большинство жителей Тулы идут на улицу – на работу, учебу, в магазин, на прогулку. И мало кто из них может представить, что выход из квартиры, подъезда, спуск по ступенькам могут быть трудными. Более того – практически нереальными. Для туляков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата дело обстоит именно так.
Среди жителей областного центра таких людей немало. В девятиэтажке Валерия Смирнова, к которому приехала наша репортерская группа, живут еще два инвалида, не способных передвигаться самостоятельно.
– Я сам сделал пандус в подъезде, – говорит Смирнов. – Толстая 12-слойная фанера приворачивается к стене, а при необходимости откидывается на ступеньки. Но своими силами опустить его не могу – нужна помощь соседей. Да и спуститься без сопровождающего невозможно – коляска хоть и автоматическая, с хорошими тормозами, – один я либо опрокинусь, либо врежусь в стену.
К сожалению, такие отзывчивые помощники есть далеко не у всех. Существуют и другие проблемы: невозможность установки пандуса из-за его высокого угла наклона, застенчивость инвалида, который зачастую не хочет беспокоить соседей… В такой ситуации оказалась тулячка Надежда Бесова. Около трех лет женщина вообще не выходит на улицу, потому что не может преодолеть шесть ступеней до подъездной двери.
– Раньше ходила на костылях, ездила на работу, по делам. Несколько лет назад упала и получила перелом шейки бедра, восстановилась. Но сейчас уже руки ослабли, спина – даже по квартире передвигаюсь в основном на коляске, – объясняет женщина. – Железные направляющие сильно затруднят передвижение остальных жителей, а с откидным пандусом сама не справлюсь. Хотя давно надо и к окулисту, и к зубному…
Последняя надежда для Надежды – покупка инвалидной коляски, которая приспособлена для спуска по лестнице. Стоит это чудо техники более 50 тысяч рублей. Для пенсионерки – значительная сумма, а в перечне бесплатно предоставляемых средств реабилитации такой коляски нет.
Впрочем, даже тех, кто сумел выбраться из дома, ждет немало препятствий: ямы на дороге, высокие бордюры, аварийные разрытия… То, что здоровый человек обойдет, перешагнет, просто не заметит, для инвалида становится «Эверестом».
– Не могу проехать вокруг дома, потому что во дворе огромные рытвины на дороге, а тротуар, даже если не заставлен машинами, совершенно непригоден для езды, – объясняет Валерий Смирнов. – Поэтому мне приходится ехать через соседний двор, наворачивать круги, а заряда аккумуляторов хватает на 10 часов. Перед выходом из дому составляю карту, просчитываю время, расстояние.
Смирнов намотал по городу уже 4,5 тысячи километров только на коляске. С появлением в Туле низкопольного общественного транспорта стал чаще выбираться в центр. Но и тут возникли неудобства.
– Приехал на остановку и два часа прождал троллейбус, – рассказывает мужчина. – Водитель первого троллейбуса заметил меня, опустил кабину, а пандус откинуть не вышел. Понажимал на кнопку, пожал плечами и уехал. Потом женщина-водитель сказала: «Я не грузчик, чтобы вас таскать, и вообще у меня пандус не работает». Так я никуда и не уехал. Через два дня снова решил повторить попытку. Водитель и кондуктор набросились на меня: «Почему вы без сопровождающего?» А зачем мне все время хвост за собой таскать, если коляска сама ездит? Им ведь всего-то и нужно – пандус откинуть.
Мы с Валерием Юрьевичем направляемся к скверу возле храма Сергия Радонежского, только я иду по тротуару, а он объезжает по дороге, где мимо проносятся машины, потому что перед самым переходом вырыта траншея – меняют трубы. Мне ничего не стоит пройти по деревянному настилу, а коляска сюда не заедет, а если и заедет – колеса застрянут в промежутках между досками.
– Однажды был забавный случай, – продолжает Смирнов. – Решил поехать в «Лакмин» (магазин у зареченской автостанции. – Прим. ред.) и «повис» на трамвайном рельсе. Хорошо, что мужики, которые мимо проезжали на машинах, обратили внимание, помогли.
Реализация программы «Доступная среда» в регионе понемногу делает Тулу комфортнее для инвалидов. Новые спортивные объекты, госучреждения, магазины, отделения банков строят с учетом их доступности для людей с ограниченными возможностями. Но создание поистине безбарьерной городской среды – работа, которая зависит от каждого жителя, а не только от чиновников и строителей.
– Когда открывался «Спар» на Октябрьской, я приехал к магазину, где как раз обустраивали прилегающую территорию, – вспоминает Валерий Смирнов. – Предложил рабочим убрать один блок бордюрного камня и заасфальтировать плавный съезд, чтобы я на коляске смог попасть в торговый комплекс. Прораб согласился. Но теперь бывает так, что я выезжаю из магазина, а этот маленький съезд перегорожен машиной. Люди не видят его. Не привыкли они, потому что не так часто встречают инвалидов на улице. На меня, например, смотрят как на музейный экспонат. Но если будут созданы условия, чтобы мы чаще выходили из дома, то и окружающие привык­нут, станут более внимательными.
Алена СТРЕЛЬЦОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ,
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий