Общество

19:38, 17 февраля 2015

Протараненная «щука»

 Сергей МИТРОФАНОВ

В конце июня 1943 года советская дизель-электрическая подводная лодка Щ-422 отправилась в свой очередной – семнадцатый – боевой поход. Для субмарины этот выход в море оказался последним… На  борту в момент гибели находился и наш земляк – уроженец Кимовского района Сергей Юдаев.

Расстрелянный «Морильд»
У подлодки была удивительная судьба. Строили ее в Горьком. Службу начала нести на Балтике. Потом вошла в состав Северного флота, участвовала в советско-финляндской войне, а затем в Великой Отечественной. Первую победу экипаж одержал утром 12 сентября 1941 года, отправив на дно норвежский пароход «Оттар Ярл», перево­зивший грузы в Германию. А 26 января 1942-го наши подводники сначала сняли с норвежского мотобота «Морильд» команду из трех человек, а затем расстреляли судно из пушки. Хватило всего пары снарядов.
«Участник снятия пленных с мотобота. Дисциплинированный, решительный боец, – говорится о Юдаеве в наградном листе. – В сложной боевой обстановке хладнокровен. Во время торпедных атак фашистских транспортов готовил торпедные аппараты и при залпах обеспечивал действия механизмов. Достоин награждения орденом Красной Звезды». Именно так охарактеризовал его командир подлодки капитан-лейтенант Алексей Малышев. Правда, командующий Северным флотом вице-адмирал Головко принял решение особо не «баловать» туляка. И в результате ему вручили медаль «За отвагу».

Сломанные пальцы командира
Что мы сегодня знаем о Сергее Дмитриевиче? Родился в 1921 году. Его мать, Ирина Яковлевна, проживала в селе Дудкино Кимовского района. До ухода в армию парень успел поработать. Призывался он в 1940 году Сталиногорским райвоенкоматом.
За время службы старшего торпедиста Юдаева на «щуке» – так называли подлодку – произошло множество ЧП. То во время сильного шторма из-за ударов волн заклинило кормовые рули, то незакрепленная переборочная дверь здорово долбанула по руке командира, как печальный итог – сразу три сломанных пальца и преждевременное возвращение на базу. А случалось и такое – «щукари» выпустили торпеду по вражескому кораблю, та угодила в борт, но по непонятной причине не взорвалась. Исследователи Мирослав Морозов и Константин Кулагин в 2002 году сообщали, что ту самую несработавшую торпеду впоследствии изучили германские специалисты. И удивились, увидев на боеприпасе советские клейма. Немцы были уверены, что атаку произвела британская субмарина.
Хватало на лодке и других неприятностей. Интересна в этом плане судьба командира Щ-422. О нем можно писать исторические детективы и снимать фильмы. Алексея Малышева обвинили в трусости и невыполнении боевых заданий и летом 1942-го приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. При этом до сих пор в различных источниках гуляет версия о том, что североморец погиб все-таки не от пули, а в ходе налета вражеской авиации. Правда, в тот самый день, когда якобы не стало Малышева, немецкие самолеты в небе не появлялись...

Версии
гибели субмарины

В 1943-м подлодка погибла. Сегодня многие историки Военно-морского флота бьются над разгадкой тайны ее уничтожения. Одни предполагают, что Щ-422 потерпела крушение из-за разрыва глубинных бомб, сброшенных вражеским самолетом. Другие уверены: «щука» наскочила на мины. Третьи считают: во всем стоит винить противолодочные корабли противника. Те же Кулагин и Морозов говорят, что утром 5 июля немецкие суда сбросили на «щукарей» свыше 70 глубинных бомб. После этого лодка всплыла. И тут же вражеский корабль протаранил наших моряков… На дно вместе с изуродованной субмариной ушли несколько десятков подводников.
Кимовчанина Сергея Юдаева уже посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. Примечательно, что в документах, касающихся даты гибели Щ-422, сплошная путаница. Так, в обобщенном банке данных «Мемориал» сообщается, что краснофлотец вместе с другими сослуживцами «погиб в море при выполнении боевого задания 25 июля 1943 года». В других же источниках указано, что нашего земляка не стало 17 июля. Встречаются и прочие неточности в описании фактов биографии Юдаева, могилой для которого стало море.
Будут ли когда-нибудь искать фрагменты протараненной фашистами лодки? Трудно сказать. Подобные экспедиции – весьма затратное и хлопотное дело, на которое сегодня решится далеко не каждый исследователь глубин. Возможно, в будущем найдутся обеспеченные дайверы, которые захотят вложить немало сил и средств в поиск «щуки». Оптимисты же надеются, что рано или поздно появится государственная программа с соответствующим финансированием, предусматривающая поиск субмарин, затонувших в период Великой Отечественной, а также музеефикацию их фрагментов.  
Если вы располагаете какой-либо информацией о Сергее Юдаеве или его родственниках, пишите по адресу: 300012, г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 62, Митрофанову Сергею Александровичу. Адрес электронной почты: mitrofanoff.sergey2013@yandex.ru.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему