Общество

15:03, 08 ноября 2022

Пятый элемент Веры

Пятый элемент Веры

«Можно я приеду попозже, спина разболелась?» – просит перенести время интервью мастер спорта СССР, доцент, кандидат педагогических наук, замдекана факультета физической культуры педагогического университета Вера Борисова. На мое предложение и вовсе отложить встречу Вера Валерьевна категорически протестует: «Ничего страшного. Сделаю «блокаду» и буду».

В этом вся она. Каждый, кто знаком с ней не первый день, знает: у Борисовой не бывает непреодолимых преград и форс-мажоров. Если жива – со всем можно справиться, все преодолеть, найти решение, выполнить обещанное, добиться нужного результата.

– Как иначе? У спортсменов всегда так: вижу цель – иду к ней!

– А себя пожалеть?

– Мне стыдно!

– Что же тут стыдного? Ты у себя одна.

– Ты прав, конечно, но мы, художницы, так приучены. Мы себя не жалеем. Вообще.

Художницы здесь стоило бы писать в кавычках. Речь не о живописцах, а спортсменках из художественной гимнастики.

Коньки VS гимнастика

Вера Борисова, а до замужества – Кельман, родилась и выросла в Туле в семье, далекой от спорта. Мама Анна Григорьевна – библиотекарь. Отец Валерий Григорьевич – ведущий инженер одного из конструкторских бюро. Но, часто гуляя с Верой в парке, родители решили, что энергичного ребенка стоит отдать в какую-нибудь секцию.

– Мне было 5 лет, когда мама отвела на гимнастику. Я так хорошо помню, что очень испугалась: девчонки все старше меня, никого не знаю, тренер чего-то требует от них. В общем, расплакалась и наотрез отказалась заниматься, – вспоминает Борисова. – Мама затею эту оставила. Но, как оказалось, не насовсем. Через год была предпринята вторая попытка. Только теперь меня отвели сразу в две секции – на коньки и в «художку».

Второй заход оказался удачным, причем Вера готова была заниматься и фигурным катанием, и гимнастикой. Но когда началась школа, пришлось делать выбор, поскольку успевать все, везде и сразу уже не получалось.

– Родители мягко подвели меня к тому, что я вроде бы как сама склонилась в пользу гимнастики. Думаю, их решение было продиктовано еще и материальной составляющей. Фигурное катание – спорт не из дешевых: коньки, костюмы… А в «художке» попроще, там все наряды тогда можно было шить самим.

Те еще «художества»

– Но на коньках ты катаешься?

– Да что ты, я на них и стоять-то не могу! – заливисто смеется Вера.

Борисова – человек-позитив. Любит пошутить и, как сама признается, поболтать. Однажды ее неуемное желание говорить жестко пресекла педагог, еще в начальной школе:

– Она мне: «Клади язык на стол». Я, послушная, выполнила требование. Учительница достает кнопку, делает размашистый жест со словами: «Сейчас я тебе кнопкой язык к столу прикреплю». И спрашивает: будешь еще разговаривать? Что я могла ответить – конечно, нет! На всю жизнь запомнила.

Училась Вера в школе №14 со спортивным уклоном. Говорит, детство ее закончилось еще в начальных классах.

В 6 утра – подъем. С 7 до 10 часов – тренировки на стадионе. Через полчаса уроки в школе – часов до 16. А через час вновь на спортивную подготовку до 8–9 вечера. После нужно еще домашнее задание сделать. Спать можно было пойти в час, а то и два ночи.

– Распорядок дня жесточайший. Я сейчас думаю: как мы все это выдерживали?

– Ты не бунтовала против такого режима?

– Да нет, это моя жизнь. А потом, я уже со второго класса стала показывать хорошие результаты, появился азарт, желание профессионально расти.

– А правда, что в художественной гимнастике, как в балетной среде, – козни, дело обычное?

– Не стану в подробностях рассказывать, но – да. И чаще всего все это не дело рук спортсменок, а взрослых людей. Могли и обманом от соревнований отстранить, тренера поменять. В лучшем случае – просто просили уступить право на участие где-то «нужной гимнастке», пропустить кого-то вперед. Мне говорили: ты-то точно всего еще добьешься, а у кого-то вроде как последний шанс. В общем, как в Большом театре. Но давай не будем об этом! – предлагает собеседница.

– Хорошо, только скажи, все эти «художества» из-за больших денег?

– Да вообще нет! И близко ничего такого!

Потеря и Винер

– Так может стоило все бросить и жить интересами обычной советской девчонки?

– Ну во-первых, от всего негатива меня оберегали мои родители. Все козни разговорами с мамой и папой сглаживались, не казались чем-то важным, существенным. А во-вторых, когда ты уже имеешь какие-то разряды, победы за плечами, как остановиться? Надо понимать: спортсмены – люди сумасшедшие. К 8 классу у меня появилась уже цель – стать мастером спорта СССР.

– И как ты к ней шла?

– Как всегда, через трудности. Пропускала вперед всех, кому было нужнее. И первый случай для себя представился в 1990 году. Я поехала в Узбекистан. Во всесоюзной спортивной классификации было прописано, что претендент на звание должен профессиональную программу – норматив мастера спорта – выполнить дважды: первый раз – не завалив ее, а второй – в течение года подтвердить свой уровень мастерства. И все это необходимо делать на специальных квалификационных турнирах. То есть чемпионат области, например, не подойдет. И вот такие профильные состязания проходили в Ташкенте, – говорит спортсменка.

Все бы было замечательно, если б не один досадный промах, который допускает Вера: на профессиональном сленге он называется потеря. Для непосвященных – обруч, который гимнастка перекатывает по рукам, срывается и выпадает за площадку.

– Главным судьей была Ирина Винер, которая в то время возглавляла сборную Узбекистана. Она подошла к моему тренеру и сказала, что девочка перспективная и еще все выполнит, но сейчас она никак не может аттестовать кандидатку, – рассказывает Вера, замечая, что тогда даже расстроиться не успела: слишком плотный график соревнований был. – Прилетев в два часа ночи домой, а после, поспав два часа, мне нужно было бежать на поезд – на соревнования в Белгород. Там у меня все получилось.

Последняя из мастеров и салат оливье

Первый опыт хоть и оказался неудачным, но лишь подстегнул гимнастку. В том же году Вера дважды, как положено, уже без ошибок и промахов, выполняет программу мастера спорта СССР, и не в союзных республиках, а в России – в Туле и Перми, где, как тогда все утверждали, заработать звание было гораздо сложнее, да и конкуренция куда выше.

– На следующий год мне официально присвоили звание.

– Тебе тогда было 16. И что ты почувствовала, когда поняла, что стала мастером спорта Советского Союза?

– Что хочу салат оливье! Мы пошли с подругой и съели его. Не спрашивай, почему. Просто так решили.

– Надо полагать, ты одна из последних мастеров спорта СССР?

– В стране – да, точнее не скажу. А вот в Тульской области – предпоследняя. Последней стала моя подруга Анна Титова. Вообще у меня по жизни получается всегда успевать в последний вагон поезда запрыгивать.

– Ты гимнастка, тебе это, должно быть, не так трудно делать! А пришло тогда ощущение своей значимости, «корона» висков не сдавила?

– Да вот совсем нет. Я со своим статусом не бегаю как с писаной торбой ни тогда, ни теперь. Как только документы получила, спрашиваю: мам, пап, а зачем я это сделала? Дальше-то что? Ведь я другой жизни-то и не видела. И они мне стали говорить, что дальше как раз и начинается другая жизнь: вуз, учеба, работа, семья…

E-HUz0AA6Vw.JPG

Другая жизнь

Впрочем, как потом показала практика, другой жизни – без спорта и гимнастики – не будет. Все придет: и образование, и работа, и семья… только спорт никуда не денется. И опять все будет как будто назло и вопреки. И обязательно Вера продолжит успевать запрыгивать в последний вагон.

– Я поступила на спортфак пед­университета еще прежде, чем сдала выпускные экзамены в школе. Сначала мне сказали, что вступительные результаты зачтут автоматом, но что-то пошло не так, и в день, когда одноклассники сели писать сочинение, а я нежилась в кровати, мне позвонили и сообщили: план провалился, нужно сдавать. Представь, какой стресс я испытала. Прибегаю через час, как все началось. Очень переживала, но написала хорошо, – жизнерадостно продолжает рассказ Борисова, в школьный аттестат которой среди стройных рядов пятерок затесались лишь три четверки.

В 1996 году окончила вуз. Год спустя поступила в аспирантуру. Еще через два – вышла замуж за своего студента.

– Я была ассистентом у доцента Татьяны Алексеевны Шестаковой. Поскольку гимнастика травмоопасна, преподаватели работают парами. Так вот она мне как-то сказала: посмотри, как на тебя мальчик смотрит. Я сразу фыркнула, потому что родители меня предупреждали: все студенты хотят только одного – зачета. Так что ты не ведись на их комплименты, взгляды и ухаживания, – вновь звучит заливистый смех Веры.

Молодой человек оказался настойчивым. Прошло время, он позвонил преподавателю домой, пригласил в кафе. Та, следуя родительским наказам, отказалась, но разговор услышала мама и стала выяснять, на каком курсе парень и принимает ли дочь у него зачет. Оказалось, что молодой человек был уже выпускником и Вера Валерьевна у него к тому времени ничего не вела.

– Мама спросила: он тебе нравится? Говорю: да. И тут она мне заявляет: вот и иди! Не отказывайся. Мы два месяца повстречались и подали заявление в загс. Через год родился сын.

– Ты и сейчас в семье «зачеты» принимаешь? В том смысле что включаешь педагога?

– Училка и есть училка, а уж если из вуза – страшно представить. Смеюсь, конечно, но иной раз домашние замечание делают, мол, слишком пользуюсь командным голосом, – соглашается зам­декана спортивного факультета ТГПУ. В этом статусе Вера Борисова с 2016 года.

– Если училка, то почему в школу после вуза не пошла?

– Честно, всегда хотела преподавать студентам, а не в школе детям, – откровенно признается визави. – Так что и с аспирантурой не колебалась, решила поступать. Вот с чем замешкалась – это с кандидатской диссертацией. Тут уже ребенок был, вроде бы некогда писать. Но вновь родители меня подстегнули. Сказали: если ты не возьмешься, мы с твоим сыном сидеть не будем. А мама по­обещала еще на эту тему и со свекровью вступить в коалицию. Мол, и та не станет нянчиться.

Молодая мама вплотную занялась научной работой, в то время как бабушки и дедушки взяли на себя внука. Вера говорит, ночами, днями писала, что называется, на коленке – компьютеры в то время были роскошью. И диссертацию за год подготовила.

photo1666794281.jpeg

Счастье доцента

– Трудно было защищаться?

– Да нет, если не считать, что к аттестационной комиссии в Московском государственном областном университете я пошла первой. У докторов наук азарт, запал был. Так что меня просто засыпали вопросами. Я на все ответила. На 32-м вопросе уже председатель комиссии сказал: может, хватит измываться над соискателем? И тут все закивали, заулыбались и согласились. Мою диссертацию совет принял единогласно. Это было 25 декабря 2002 год.

– Если в двух простых словах, о чем речь?

– Я провела исследование и подготовила педагогическую технологию оздоровительной работы в режиме дня младших школьников. В одной из школ города был выстроен режим дня с учетом физкультминуток, пауз, оздоровительных занятий и так далее. То есть была внедрена экспериментальная физкультура. Все это делалось для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье школьников.

– То есть, по сути, работа про физвоспитание, но ты – кандидат педагогических наук? Кандидатов спортивных наук не бывает?

– Не бывает! Но ведь тут диссертация связана с методикой, так что все логично. Вот мой научный руководитель Олег Петрович Панфилов – тот вообще доктор биологических наук. Он занимался со сборной СССР, готовил спортсменов к зимней Олимпиаде в Лейк-Плэсиде. Там такие наработки фантастические были сделаны по природным веществам, которые, не являясь допингом, адаптируют организм, в том числе и к трансатлантическим перелетам.

– Итак, в 27 лет ты уже не только мастер спорта СССР, но и кандидат наук.

– Официально степень кандидата высшая аттестационная комиссия присвоила мне в конце 2003 года. Так положено. Дальше я три года отработала старшим преподавателем, а после, получив звание доцента, меня избрали и на должность доцента.

– Статус тебя изменил?

– Нет.

– А доктора наук Веру Борисову увидим?

– Нет!

– Почему?

– Много сил, нервов, времени нужно на это. Хотя есть и статьи, и наработки…

– Так, может, и продолжать все по жизненному укладу: назло и вопреки?

– Посмотрим, и все же, думаю, что уже нет.

– Тогда о чем ты мечтаешь – как мастер спорта, как преподаватель?

– О достойных учениках, чтобы они хотели получать знания, стремились к развитию, росту. Потом, когда по прошествии времени ты понимаешь, что не зря учила, получаешь обратную связь от школ, где мои студенты после окончания вуза работают, осознаешь, что все было не напрасно. А это дорогого стоит. В этом главное счастье.

_19A5699.JPG

Я – не женщина, или Каждого касается

Сегодня Вера Валерьевна и в теории, и на практических занятиях преподносит студентам различные виды гимнастики, а еще – методику преподавания гимнастики. И легко сядет на шпагат, без которого жить не может: в таком положении и со швами после операции по удалению аппендицита в одиннадцать лет докторов в палате пугала, и на восьмом месяце беременности требовала от домашних не запрещать ей вытягиваться в «струну».

– То есть Вера Валерьевна и теперь, заслуженная-заслуженная, приходит и выполняет все упражнения перед студентами?

– Конечно. По-другому – никак.

– Гимнастика – сексапильный вид спорта. А тут еще и молодежь. Муж не ревнует, он ведь и сам был студентом твоим?

– Он меня знает, да и, как мне кажется, уже привык.

– А со студентами сложностей не бывает?

– Первое наше знакомство начинается с пояснений: я – не женщина, я педагог. Но тут у меня другого рода трудности случались: проблема не в том, как они на меня смотрят, а что я как преподаватель должна делать. И думай – смеяться или плакать. Мы учим студентов владеть своим телом, работать с мышцами. Как я могу их контролировать? Конечно, касаясь. С девушками проще, они от природы понимают, как управлять своим телом. С парнями сложнее. Приходится и по ягодицам слегка шлепать. И вот у меня молодые люди из Дагестана. Я-то с ними работаю, а они мои жесты и шлепки чуть ли не как кровное оскорбление поначалу воспринимают. Приходится расставлять все точки над i, объяснять, зачем они здесь, зачем я с ними… Потихоньку привыкают.

Разговор с президентом

Наученная этим опытом, теперь Вера Валерьевна сразу запугивает студентов: хотите или нет, но я буду вас касаться. Для особо ранимых предлагает гимнастическую палку вместо руки.

– Но палкой точно будет больнее, что если силу не рассчитаю? – вновь смеется кандидат педагогических наук, замечая, что условная «порка» дает хорошие результаты. Одного шлепка оказывается достаточно. Чтобы второй раз не «прилетело», студенты из последних сил стараются с поставленной задачей справляться.

– Наверное, боятся с президентом связываться? – мой вопрос-шутка с подвохом и ответа не требует. В 2014 году ко всем статусам, званиям и регалиям Борисовой прибавилась и должность президента Тульской городской федерации художественной гимнастики. Тогда профессорский состав вуза задался целью подхлестнуть развитие художественной гимнастики в регионе и для этого инициировал создание федерации, возглавить которую коллеги и предложили Вере Валерьевне.

– С возникновением федерации мы стали реализовывать все наши наработки: проводить семинары для тренеров, сборы, делиться опытом, приглашать специалистов читать какие-то лекции, устраивать занятия по насущным проблемам. Как только появляется запрос от тренеров, выпускаем обучающие пособия, а за счет благотворительных взносов помогаем детям из не очень обеспеченных семей или семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, покупать костюмы, формировать команды для различных соревнований.

За восемь лет существования федерацию признали в России, а ежегодные соревнования, организуемые туляками, пользуются популярностью не только в нашем регионе, но и у спортсменов всей страны.

– Можно теперь я у тебя спрошу, как ты у своих родителей когда-то: зачем тебе все это? Если все через тернии?

– Ну так к звездам же!

– И через боль, проблемы со здоровьем. Ведь так? Ведь это только кажется, что изящество дается легко?

– Это да. Нагрузки – на пределе возможностей. Микротравмы регулярные. Отсюда и мои проблемы со спиной, еще колено больное. Теперь, конечно, все по-другому. Раньше-то вообще не было условий. Мы тренировались в школьных залах на деревянных полах, без ковров. И падения, кувырки – все сказывалось. Да и инвентаря никакого не было. Даже элементарных наколенников. Нам родители шили из поролона подушки на колени. Но все это, повторюсь, для нас было неважно. Художественная гимнастика – это про красоту!

– Красота спасет мир? Это твой пятый элемент?

– Безусловно! Я в этом убеждена. Ведь далеко не все девчонки, попав в «художку», захотят достигать больших высот. Художественная гимнастика, прежде всего, для гармоничного развития. Не будешь же спорить с тем, что чем больше в мире гармонии, а значит и красоты, – тем лучше!

Арсений АБУШОВ
Фото из личного архива
Веры БОРИСОВОЙ


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий