Общество

Рассекреченный приговор

16 января 1942 года Алексинским районным отделом ре­гио­наль­ного Управления НКВД была арестована «за изменническую деятельность» Наталья Иванцова. На момент ареста она проживала в Алексине на улице Радбужской. И с той поры о ее дальнейшей – как оказалось, незавидной – судьбе знал лишь очень узкий круг лиц. Однако не так давно сотрудники Государственного архива Тульской области рассекретили несколько десятков объемистых папок с документами фронтовой поры под названием «Надзорные производства прокуратуры по делам о госпреступлениях».

Тем самым историкам, музейщикам, журналистам представилась уникальная возможность ознакомиться со многими удивительными подробностями извилистого жизненного пути Натальи Тихоновны.
Как следует из архивных материалов, она родилась в 1922 году в крестьянской семье в деревне Уваровка Становлянского района соседней Орловской области (теперь данный населенный пункт входит в состав Липецкой области). Окончила среднюю школу. Владела немецким языком – кстати, во время войны это знание сыграло в ее жизни определенную зловещую роль. Состояла в комсомоле, но, как сказано в документах, билета, подтверждающего членство в ВЛКСМ, не имела – может, потеряла его или намеренно уничтожила. Была замужем.
Надо сказать, семью Иванцовых постоянно преследовали крупные неприятности, связанные с законом. То брат Николай оказался в заключении, то отца арестовали «как изменника Родины». Да и сама Наталья дважды была судима по печально известному в свое время Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года. Он назывался «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Напомним, по нему рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, предавались суду и подвергались тюремному заключению на срок от двух до четырех месяцев. А за прогул без уважительной причины виновных ждали исправительно-трудовые работы до полугода по месту службы с удержанием из заработной платы до 25 процентов.
А потом грянула Великая Отечественная. «С занятием немцами совхоза «Колосово» Алексинского района Иванцова вошла в постоянное общение с немцами, была у них переводчицей, вместе с ними производила грабежи населения, – говорится в обвинительном заключении к следственному делу № 546-42. – После выезда немецкого штаба в деревню Парсуково ушла туда, прожила там несколько дней и оттуда приезжала в «Колосово» грабить у населения мед и керосин». Сотрудники госбезопасности, проведя расследование похождений женщины, также указали на то, что обвиняемая «предала работников совхоза Кроль, Виловского и двух неизвестных мальчиков, которых немцы расстреляли». Кто же были эти безымянные парнишки? Партизаны-разведчики? Юные советские диверсанты, заброшенные в немецкий тыл? Или просто беженцы, оказавшиеся на оккупированной территории? Ответ на этот вопрос найти в наши дни крайне сложно.
Наталья Иванцова в предъявленном ей обвинении виновной себя не признала, но полностью изобличалась показаниями свидетелей. После ареста женщину содержали под стражей в Калужской тюрьме. А в мае 1942-го следственное дело решили направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР, избрав Иванцовой высшую меру наказания – расстрел. Судя по отметке на одном из архивных документов, данный административный орган согласился с таким решением – 20 августа 1942 года Наталья Тихоновна была осуждена к ВМН… В списках жертв политического террора в СССР фамилия Иванцовой сегодня отсутствует, а это значит, что после войны ее не реабилитировали. Что же двигало этой женщиной в 1941-м, когда она решила сотрудничать с врагом? Скорее всего, неприязненное отношение к советской власти, желание насолить ей. Но за измену Родине Иванцовой после освобождения Алексинского района от фашистов пришлось заплатить высокую цену.

Другие новости