Рекламный баннер.

Общество

21:53, 04 октября 2012

Рисующие будущее

Рисующие будущее
– Можно долго жалеть о том, что дети перестали читать и переключились на компьютеры. Но нельзя отрицать, что процесс этот необратим, а за информационными технологиями в образовании – будущее, – уверена директор алексинской школы № 11 Оксана Гурьянова. – А раз так, то педагоги не имеют морального права отставать в этом вопросе от учеников. Наоборот, мы в своих знаниях и умениях должны быть выше, подавать пример!
…Эта школа с виду мало похожа на цитадель передового опыта. Старинному зданию явно не помешал бы добротный ремонт – и внутри, и снаружи. Паркет образца 1939 года (удивительно, как его сохранили!), скромный кафель на полу вестибюля, многократно крашенные масляной краской двери и оконные рамы – все это, как говорится, видало виды. Но о внешних эффектах здесь, похоже, не очень пекутся. Вот уже два года – с тех пор, как школой руководит Оксана Ивановна, – львиная доля средств уходит на приобретение оргтехники. И результат впечатляет.
«Вы его не видите, а он есть» – так обычно называются статьи и новостные сюжеты о мобильном Интернете. Установив беспроводной модем, владельцы кафе, торговых центров и парков гордо лепят повсюду наклейки «зона Wi-Fi» – вот, мол, какие мы продвинутые! На входе в школу № 11 такой «кричалки» нет. А зона Wi-Fi есть, хотя ее никто не видит.
– Она, к сожалению, пока еще не очень большая – всю школу не охватывает, – объясняет Оксана Ивановна. – «Накрывает» только локальную сеть в кабинете информатики. Но наша стратегическая цель – к новому году провести Интернет во все кабинеты. Для этого на каждом этаже надо поставить роутеры…
– Что это даст, Оксана Ивановна?
– Учителя смогут использовать на уроках информационные возможности Всемирной паутины. Компьютер и принтер сегодня есть на рабочем столе у каждого нашего преподавателя. Если дома у педагога нет такой техники, он может остаться после уроков и готовиться к завтрашним занятиям в школе.
– И только? Не секрет, что сегодня в школе работают в основном люди зрелого возраста. Думаете, это будет ими востребовано?
– Знаете, возраст, как ни парадоксально звучит, не имеет здесь решающего значения. Интерактивные доски, к примеру, – у нас сейчас их девять – с удовольствием используют все, кому они достались. Да вы сами посмотрите на эти возможности!
…На первый взгляд чудо техники, висящее на стенке, кажется обычной школьной доской, только белой. Но вот учитель математики Галина Конобелкина нажимает несколько кнопок, и матовая панель, нагреваясь, начинает светиться, становится экраном. Галина Александровна, поколдовав над клавиатурой, выводит на него изображения нескольких геометрических фигур, берет со стола стилус (электронный карандаш, внешне похожий на большой маркер), подносит его к поверхности доски и…
– Эту заготовку я сделала дома, – рассказывает она. – Начертила на бумаге пирамиду, отсканировала, принесла изображение на флэшке, загрузила в свой компьютер – и вот, пожалуйста, рисуйте!
Галина Александровна проводит линию через какие-то заранее отмеченные точки, без линейки и циркуля чертит прямо на экране плоскости и окружности – синие, зеленые, красные… Цвет меняется одним прикосновением стилуса к панели инструментов в углу экрана. А две последние доски, пока лежащие в упаковке, и вовсе сенсорные – реагируют на прикосновение руки.
– Бывало, я задавала на дом вот такие же задачи – по своим чертежам, – поясняет она. – Дети, разумеется, не стали переводить их на бумагу: кто-то один фотографирует изображение телефоном, выкладывает его «ВКонтакте», а все остальные скачивают… Можно загрузить и тест, тогда ученик будет отмечать верные ответы галочками в клетках прямо на доске. А потом программа автоматически проверит его и сама выдаст результат…
Где же эти дамы научились таким хитростям? Ходили на курсы? Консультировались у детей? Самостоятельно разбирались с помощью Интернета?
– Курсов, обучающих работе с интерактивной доской, не существует в природе, – разочаровывает Оксана Ивановна. – Я, кстати, не могу обязать сотрудников использовать ее, каждую очередную предлагаю желающим, которые всегда находятся. Люди «зреют» постепенно. Первопроходцем четыре года назад у нас была Татьяна Михайловна Малякина, учитель ИЗО. Она сейчас настоящие чудеса творит!
Действительно, на уроках рисования дети слушают про Чюрлениса, пробуют работать с теплыми и холодными цветами. Именно у Татьяны Михайловны неделю назад появился первый в школе интерактивный планшет – его можно будет пустить по рядам. Каждый школьник нарисует что-то свое, а общая многослойная картина отра­зится на доске.
Не отстает от коллег и сама Оксана Гурьянова. У нее на интерактивную доску проецируется учебник физики, да не простой, а с видео- и анимационными приложениями.
– Я главным образом показываю ребятам опыты, – замечает она. – Сделать их «в натуре» получается нечасто – порой не позволяют соображения безопасности, а иногда нет технических возможностей.
– А откуда у вас электронный учебник, Оксана Ивановна? Пришел в комплекте с доской?
– Нет, коллеги делятся… Хочу повторить: все в этой сфере делается только энергией самого педагога. Вот Тамара Александровна Козлова, наш ветеран, учитель технологии. Хорошо помню, как она размышляла, стоит ли покупать домашний компьютер. А теперь дает мастер-классы по рукоделию в режиме онлайн и выкладывает их в Интернет. Она вообще удивительный человек – ей все интересно. Как она умеет разнообразить программу по технологии! Показывает девочкам, к примеру, пэчворк, а квиллингу училась в Москве в специализированном корейском центре, и даже в Корее была! Думаю, что следующая доска достанется ей. У нас уже сегодня наибольший среди школ района процент педагогов, работающих с интерактивными досками. А до конца учебного года планируем все кабинеты ими оснастить.
…Когда из трех учебных заведений микрорайона два носят статус гимназии, третье поневоле остается для широкой публики «просто школой». Здесь ли внедрять технические суперновшества? На это у Оксаны Ивановны тоже есть ответ:
– Посмотрите: любой хулиган из бедной семьи – недалекий, неразвитый подросток – без труда разберется с самым сложным современным телефоном. В том-то и дело, что информационные технологии – давно уже не удел избранных, а неотъемлемая часть повседневной жизни…
Наталия РАВЧЕЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему