Общество

10:59, 10 марта 2017

Русалочки в мужских штанах

Юлия МОСЬКИНА

Разномастные тренеры готовы научить нас – как стать мягче и женственнее, как клянчить у мужей цацки и шмотки. Как вернуться в то потерянное прошлое – когда женщина охраняла очаг и не ходила на работу? Суньте нос в учебник истории: это прошлое с его образом безработной и беззаботной женщины кто-то выдумал.
Это наши бабки и прабабки боролись за свободы женщин, а мы, пальцем для этого не шевельнув, получили в наследство право совмещать учебу и работу с обихаживанием мужа, прихорашиванием жилища, воспитанием детей и всем, что нам еще заблагорассудится  – от занятий йогой до курсов китайского. Коко Шанель  сняла с нас оковы корсетов и выбила право не только на маленькое черное платье, но и брюки. Это было новым прочтением сказки про Русалочку, и вместо неудобного хвоста (читай: длинной юбки) мы получили пару штанин – как у людей, ну то есть как у мужчин. И завертелось – брюки открыли удивительные перспективы. В них было удобно работать на фабриках и в офисах. И даже блистательная Мерилин Монро сперва устроилась на авиационный завод, а уже потом попала на экран. Тут впору закатить глаза: «Ах, заберите назад  ваши права и свободы, мы о них не просили».  Но вообще-то мы никогда не были бездельницами и неженками, а роскошью сидеть у мужа на шее обладали барышни высшего сословия, а их, понятное дело, – меньшинство. Так что феминистки с суфражистками выбили право не на работу, а скорее на зарплату и карьеру. А до того выбор, куда пойти трудиться, для женщины был невелик. След этой несправедливости как экспонат в музее хранится в языке. Нет слова «врачиха» или «инженерша», зато есть – «актриса»,  «швея», ну и «шпалоукладчица».
Недавно ученые сделали заявление: впервые за 100 лет мужчины стали уступать представительницам «слабого» пола по результатам IQ-тестов. Кажется, мы здорово поумнели, и шутки про блондинок того и гляди станут несмешными. Наука считает, что это благодаря необходимости совмещать семью и карьеру наш мозг так прогрессирует. А в прошлом веке (почитайте чьи-нибудь мемуары) даже происхождение из знатной семьи не гарантировало, что девушка будет грамотна. Выведя каллиграфическим почерком свое «Я к Вам пишу», она вполне могла сделать это с грубыми ошибками. И тем милее была объекту своей привязанности: кому нужна слишком образованная жена? И даже моя бабушка, молодость которой пришлась на 1950-е, призналась: мать деда и его многочисленные сестры были не в восторге от такой невестки. Как им казалось, слишком умной и бойкой.
Бесспорно, век 20-й многое переменил, но вот только то прошлое – ленивое, домашнее, безработное, куда мы иногда мечтаем вернуться, – кто-то выдумал...

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий